1914-1921.Родные А.М. Левда в Кременчуге. Мировая и гражданская война. Смерть мамы

В то время как я, «подхваченный волнами житейского моря», начал устраивать свою самостоятельную жизнь, в доме родителей всё шло согласно заведенного распорядка.

В июле 1914 года началась Мировая война (первая).

В 1916 году Надя (сестра Левда А.М.) окончила женскую гимназию и определилась в Петербургский коммерческий институт. Отец и мать остались вдвоем, но ненадолго. Затянувшаяся война и сложившаяся обстановка  вынудили меня в августе 1915 года возвратиться в родительский дом с женой и сыном Мстиславом (женился я в июне 1914 года; возвратился в Кременчуг из г. Орска Оренбургской губернии, где в июле 1915 года родился Слава).

В апреле 1916 года Валя со Славой уехала к своим родителям в Сарыголь, а в мае того же года 26-ой запас. батальон, в составе которого я находился, из Кременчуга был отправлен на Юго-Западный фронт.

В 1916 году (скорее всего это было в 1917 году — прим. автора) я получил отпуск и по дороге к своей семье в Крым заезжал в родительский дом. В это время я состоял в качестве техника 111-го дорожного отдела 8-ой армии Юго-Западного фронта. Отпуск получил в период нахождения в г. Косове (Галиция). В 1917 году в период половодья Днепра Кременчуг «плавал». Под водой был весь город, исключая района песчаной горы. Была вода и в нашей квартире, находившейся на 1-м этаже. Это наводнение причинило отцу и матери немало тревог и забот. Во второй половине 1917 года (незадоолго до Октябрьской революции) я еще раз был в родительском доме (возвращался на фронт из Крыма после отпуска).

В период немецкой оккупации Украйины мама и Надя уже были в Кременчуге, распрощавшись с Петроградом. Летом 1918 года мама и Надя приезжали в Крым на ост. Сарыголь. После демобилизации из Царской армии (вернее армии Временного правительства) я приехал в Сарыголь к своей семье, проживавшей у родителей Вали. Здесь, в августе 1918 года, я вынужден был поступить на жел. дор. в службу пути в качестве штатн. ремонт. рабочего. Лучшего тогда ничего не было. Немецкая оккупация приближалась к концу, назревала гражданская война. В то время и Крым был оккупирован немцами. В период немецкой оккупации Украины я ездил из Крыма в Винницу, где находилась ликвидационная часть 111-го дорожного отряда, с целью получить денежный расчет. По дороге заезжал к родным в Кременчуг.

В Сарыголе мама и Надя были недолго. Вскорости они уехали домой, в Кременчуг. Я хорошо помню тот день, как я провожал маму и Надю на ст. Сарыголь. Тогда мы с мамой распрощались навсегда. Последний раз я видел маму в окне вагона поезда. Она была при расставании со мной грустна и расстроена.

—***—

В 1919 и 1920 году Крым и Украина были охвачены пожаром гражданской войны. Переписка моя с Кременчугом протекала с большими перебоями, а со второй половины 1919 года совершенно прекратилась. Причиной этого были образовавшиеся фронты.

В 1920 году, в декабре месяце, после изгнания из Крыма Врангелевской армии и окончания на юге гражданской войны, после долгого перерыва я получил от отца первое письмо со скорбной вестью о смерти мамы в феврале 1920 года. Письмо это я получил на разъезде Богемка, где был в то время дорожным мастером. Тяжела и горестна была для меня эта весть.

После окончания гражданской войны мне предоставилась возможность съездить в Кременчуг в июле месяце 1921 года. В то время Надя с мужем Дмитрием Безпаловым и дочерью Ольгой жила вместе с отцом.  Только тогда я несколько ознакомился с обстоятельствами, при которых

———————тетрадь№15————————

умерла мама. В 1919 году у Нади произошло знакомство с Безпаловым, офицером старой армии, примкнувшим к белому движению. В 1919 году армии генерала Деникина были разгромлены и бежали во все стороны. В это время Надя была уже женой Дмитрия и разделила вместе с ним его судьбу в бегстве на Запад Украины. Не знаю где их там носили последние вихри гражданской войны, но смерть мамы произошла в отсутствие Нади.

В 1919 и 1920 года свирепствовал сыпной тиф. Из отрывков (сохранившихся в копии) из маминого дневника, который она вела почти до последних дней, видно, что заболела мама тифом во 2-ой половине января месяца 1919 года. Заразилась она, повидимому, в госпитале, где ухаживала за больной своей сестрой Клавдией. Условия в госпиталях тогда были ужасные.

О том, как тяжело переживала бедная мама в период последних дней своей жизни лучше всего расскажут её слова, записанные в дневник. Умерла она 7-го февраля, похоронена 9-го февраля 1920 года (по старому стилю). Умерла она в полном одиночестве. Даже отца в этот день не было в Кременчуге: он был в поездке, а когда вернулся, то мамы уже не было. Смерть произошла в городской больнице.

%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd

В этой больнице закончились последние дни жизни отца и матери

Похоронена мама возле церкви на старом кременчугском городском кладбище, где теперь давно уже не хоронят, а от бывших могил, судя по всему, уже ничего не осталось.

%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b1

У могилы мамы мне представилось побывать только два раза: первый раз в июле месяце 1921 года, второй раз в январе 1925 года. После того, бывая в Кременчуге, на то место, где находится родная могилка, я имел возможность глядеть только издали. Старое кладбище теперь закрыто, огорожено колючей проволокой, кресты и памятники снесены: там теперь военная зона.

Последний раз я был в Кременчуге в ноябре месяце 1956 года. С далекого расстояния я еще раз получил возможность взглянуть на то место, где земля приняла прах дорогой моей мамы. От бывшей кладбищенской церкви остались только полуразрушенные стены.

Так преждевременно (в 48 лет, 1873 — 1921 г.г.) оборвалась жизнь самого близкого и дорогого для меня человека.

Какая любовь может быть выше, чище и бескорыстнее материнской! Пусть же память живет об этом прекрасном с большим любящем сердце человеке — моей дорогой мамочке!

Александр

25 мая 1958 года.

г. Ростов на Дону

О маме Александра Михайловича Левда — Ольге Ильиничной Брагинской

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, Без рубрики, Годы, Кременчуг, главная с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “1914-1921.Родные А.М. Левда в Кременчуге. Мировая и гражданская война. Смерть мамы

  1. Уведомление: Кременчуг 1927 год. На маминой могиле | Кременчуг, Орск, Феодосия и обратно. 1913-1941

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.