1873-1897. Брагинские — Левда. Чугуев — Харьков

Дорогому моему Мстиславу

Настоящая рукопись получилась как-то сама собой. Первоначально я имел ввиду ознакомить внучку Ольгу (Левда-Маничеву) с короткой жизнью её прабабушки – Ольги Ильиничны. Но затем, как говорится, вошел во вкус и изложил то, что оформилось как «Детские и юношеские годы Александра Левды).

Пусть Оленька не обижается, что я изменил своему первоначальному решению и воспоминания дарю её папе. От этого Оля ничего не потеряет.

К сожалению, рукопись высылаю в черновом виде (с помарками, исправлениями и, возможно, ошибками), за что прошу проявить снисходительность. С некоторых пор длительное чтение и особенно механическая переписка меня утомляют.

В дальнейшем, если позволит здоровье, напишу воспоминания о следующих этапах своей жизни.

Александр (Левда)

27 апреля 1961 г. Ростов-на-Дону

——————————————————————————————-

Дорогой Слава, высылаю тебе пять фотокопий, которые прошу подклеить на соответствующую страницу моих воспоминаний.

Нового ничего нет. Нет ничего и радостного. Вчера, 21 мая, в Ростове пронесся большой силы ураган, сопровождавшийся небывалой величины градом, причинившим зеленому наряду весны тяжелые опустошения.

Всех вас, мои родные, целую.

Александр (Левда)

22 мая 1961 г. Ростов-на-Дону

——————————————————————————————-

Внучке моей – Ольге Мстиславовне Левда.

Знаешь ли ты, моя дорогая внучка, что твоя прабабушка (твоего папы бабушка, а моя мама) была Ольга Левда?

Навряд ли твой папа располагает обширными сведениями о нашей весьма рядовой родословной. В это части и у меня большие пробелы, а у твоего отца и подавно. Вот почему и явилось у меня большое желание восстановить в памяти образ давно уже ушедшей от жизни моей дорогой мамы, а твоей прабабушки- Ольги Левда.

Ты должна сохранить эту тетрадь как семейную реликвию, в которой я постараюсь запечатлеть всё то, что живет в моём уме и сердце, связанное с короткой жизнью твоей прабабушки. Пройдут годы, Олечка, и ты поймешь, что это самое ценное, что я мог воздать и посвятит памяти дорогого человека.

Ольга Ильинична родилась в 1873 году в Осиновке, пригороде г.Чугуева, Харьковской губернии (это тот Чугуев, в котором в XIX веке было одно из так называемых «Аракчеевских военных поселений»). О дне и месяце рождения документа не сохранилось. 1873 год является результатом сопоставления паспортной книжки к свидетельству о браке.

Родители Ольги Ильиничны:

отец – Илья Илларионович Брагинский, отставной унтер-офицер из кантонистов (Илья Илларионович взят был на военную службу мальчиком и прослужил 25 лет. Таков был срок в те времена). Документов и фотографий об этом твоем прапрадедушке не сохранилось. Умер в конце 19 или в начале 20 века. Похоронен в г. Чугуеве с воинскими почестями. Данные о возрасте как Ильи Илларионовича, так и Зиновии Самойловны не сохранились. По рассказам моей матери, Илья Илларионович носил большую окладистую бороду. В Чугуеве, особенно среди военных, он пользовался большим уважением;

мать – Зиновия Самойловна (в девичестве Великая). По словам моей матери, прапрабабушка – донская казачка; умерла в начале 20 века в г. Харькове в больнице для умалишенных, называемой «Сабурова дача». На психику повлиял, как будто бы, пожар, уничтоживший владения прадеда. У меня сохранился фотоснимок Зиновии Самойловны с её сыновьями Иваном и Николаем, а также с дочерьми Анной, Ольгой и Клавдией, из коих последняя доживает в данное время свой век в г. Сталино (Донецк).

Образование Ольга Ильинична получила, по-видимому, в начальной школе, что подтверждается посредственной её грамотностью. В те времена, впрочем, большинство женщин непривилегированных классов, были неграмотными. Пробел этот моя мама чувствовала всю жизнь, даже стеснялась этого, но, будучи от природы женщиной умной, любознательной и пытливой, многого добилась в своём развитии. Всегда мама читала много, с увлечением, любила делиться мыслями о прочитанном. Любила также излагать свои мысли на бумаге, охотно и с желанием вела переписку. Ее письма ко мне, которые я сохранил как самое дорогое воспоминание, полны любви, забот и задушевности. К сожалению, дневник последних дней её жизни моя сестра Надежда Михайловна в годы второй Мировой войны не смогла сохранить… Отрывок из этого дневника, имеющийся у меня в копии, говорит о незаурядности автора и его литературных способностях.

Девичьи годы Ольги Ильиничны прошли безвыездно в Чугуеве. Об этом периоде её жизни в моей памяти сохранились воспоминания по её рассказам.

Любила мама иногда вспоминать Чугуев и годы своей юности. Рассказчица она была довольно умелая. С увлечением могла вызывать к жизни людей и эпизоды прошлого, тем самым захватывая наше детское внимание. Эти рассказы чаще всего мы с сестрой Надеждой слушали  в периоды долгих зимних вечеров. Местом этим была обычно кухня нашей квартиры, чистая, уютная и теплая.

Рассказывая, мама обычно занималась рукоделиями, которые любила, и занималась ими на протяжении всей её жизни. Чего только не создали её умелые трудолюбивые руки! Наша квартира всегда нарядно была украшена этими рукоделиями. Много было подарено рукоделий моей сестре, но в годы второй Мировой войны всё это погибло. Еще недавно я подарил Надежде несколько полуистлевших маминых рукоделий, которые на протяжении 38 лет бережно хранили: сначала прадедушка Михаил Алексеевич, а затем я и бабушка Валя.

Детские и девичьи годы Ольги Ильиничны и её рассказы всегда были связаны с рекой Северный Донец (грамотнее «с рекой Северным Донцом»). Любила мама эту реку, в те годы полноводную и быструю. Дом твоего прапрадеда – Ильи Илларионовича, Олечка, был вблизи берега этой реки.

Как и у каждой девушки, у твоей прабабушки были подруги юности, память о которых была всегда жива в её сердце. Эти задушевные подруги были: Лёля Казакова; судьба их, насколько я помню, была грустна и трагична. Фотокарточки этих подруг мамы я недавно подарил своей сестре Надежде вместе с другими фотографиями и девичьим маминым альбомом для стихотворений.

В молодости Ольга Ильинична была интересна, одевалась со вкусом, что в сочетании с её жизнерадостностью привлекало немало поклонников. Среди них, видимо, выделялся некий Дронников, память о котором мама сохранила с большой теплотой и уважением. Прекрасно сохранившуюся фотокарточку этого человека с благородными чертами лица и умными глазами я подарил сестре вместе с альбомом.

В девяностых годах прошлого (19) века в жизни города Чугуева большую роль играл расквартированный здесь 30-й драгунский кавалерийский Ингерманландский полк (30-й драгунский Ингерманландский Великого Герцога Саксен-Веймарского полк). Одному из подразделений этого полка, находившемуся в Осиновке, прапрадед Илья Илларионович сдавал в наём конюшни.

Полк этот был привилегированный боевой славой прошлого, старинный. Офицерская среда этого полка принадлежала главным образом к аристократической верхушке дворянства. Да и солдат в полк комплектовали по отбору.

В конце 1888 года прибыл в Чугуев из города Новгородсеверска Черниговской губернии Михаил Алексеевич Левда для отбытия действительной военной службы.

В каком году произошло знакомство молодого, красивого и стройного кавалериста с юной Ольгой точно неизвестно; но некоторые документы и реликвии прошлого говорят, что уже в 1891 году сердце твоей прабабушки, Олечка, было покорено бравым кавалеристом. 10 декабря 1892 года прадед Михаил Алексеевич после окончания военной службы был уволен в запас. Распрощавшись в этот зимний день с полком (уволенных в запас провожал за город 5-й эскадрон полка в конном строю с хором трубачей; до Харькова Михаил Алексеевич ехал на санях с товарищем, тоже уволенным в запас) и Ольгой, он уехал в Харьков с намерением устроиться на работу, создать материальную основу для жизни, с тем, чтобы соединить свою судьбу с любимой девушкой.

Устроившись служить на железной дороге, через 2 года, в декабре месяце 1894 г., Михаил Алексеевич приехал в Чугуев, где 11 ноября (1895) в Осиновской Рождество-Богородичной церкви

chuguev1[1]

был повенчан с Ольгой Ильиничной. Свадьба была отпразднована по всем правилам того времени в доме родителей невесты (вместе с альбомом я подарил сестре сохранившийся пригласительный билет на свадебный вечер, состоявшийся после венчания). Было много приглашенных. После свадьбы мама уехала на жительство к отцу в Люботин Харьковской губернии, где было в то время место службы отца. В июле 1895 года (в первой половине) мои родители переехали в Харьков, где в том же году, 21-го июля, родился сын Александр, т.е. я. Произошло это в 2-х этажном доме (с подвальным этажом), кирпичном, на 2-м этаже, на Рудаковском переулке, что на «Холодной горе», вблизи станции Харьков Южн. Ж.д. В июне 1897, когда мне было 2 года, отец с матерью переехали в Кременчуг.

 

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике 1873, 1897, Без рубрики, Кременчуг, Харьков, Чугуев, главная с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 отзыва на “1873-1897. Брагинские — Левда. Чугуев — Харьков

  1. Уведомление: 1914-1921.Родные А.М. Левда в Кременчуге. Мировая и гражданская война. Смерть мамы | Кременчуг, Орск, Феодосия и обратно. 1913-1941

  2. Светлана Бучастая:

    Добрый день! Меня очень заинтересовал Ваш материал. Я работаю в музее Чугуева и собираю сведения о жителях города 19 века. У меня есть сведения о Илье Брагинском и о семье Ивана Ильича Брагинского, их адрес и чем занимались в начале 20 века. Музей готовит большую выставку по этому периоду. Не смогли бы Вы поделиться с нами сканами Ваших семейных фотографий? Будем очень признательны. Если Вас заинтересует наши сведения, то готова прислать Вам их с ссылками и копиями с подлинных документов. С уважением, Светлана Бучастая.

    Нравится

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.