Бурчак Степан Константинович

Гвардии старший лейтенант Бурчак Степан Константинович. 1913-1944

В ночь с 18-го на 19-ое июня 1944 года экипажу ночного бомбардировщика 1-го гвардейского бомбардировочного полка надлежало выполнить боевое задание. Случилось так, что заболел воздушный стрелок, заменить его было некем.Тогда вызвался добровольно отправиться в полёт гвардии старший лейтенант Бурчак С.К., парторг полка, владевший специальностью воздушного стрелка.

Во время полета самолет был подожжен немецким истребителем. Экипаж покинул самолет на парашютах. Об этом подробно изложено в статье «Дело было в Польше», помещенной в газете «Советская Россия» за 18 августа 1967 года.

Бурчак С.К. благополучно приземлился, но на другой день в перестрелке с немцами, пытавшимися взять его в плен, был убит. Это было недалеко от г. Люблино, на территории Польши, оккупированной тогда немцами.

***

Бурчак Степан Константинович родился 3 октября 1913 года в с. Ново-Батайске в семье крестьянина-середняка.

Отец его, Константин Пименович, погиб в 1915 году от тяжелого ранения, полученного в бою на фронте первой Мировой войны. Мать — Наталья Антоновна — вышла вторично замуж и до 1962 г. проживала в Ново-Батайске, а затем переехала на жительство в с. Самарское.

Рано пришлось Бурчаку С.К. начать самостоятельную жизнь. С 1929 года он уже работает в Ново-Батайске в качестве рядового колхозника. Работал и одновременно учился в школе колхозной молодежи (ШКМ), которую закончил в 1934 году. В том же году поступил в Новочеркасский сел/хоз. техникум, но вскоре учебу пришлось прервать, так как по мобилизации 2-х тысячников-комсомольцев был направлен в колхоз им. 1-го мая Сальского р-на в качестве культурника и секретаря организации ВЛКСМ, где пробыл до февраля 1935 года, а после, до октября 1935 года, работал в Ново-Батайске заведующим опор. библиотекой при МТС.

В комсомол Бурчак вступил в 1931 году. Павленко Ирина Ильинична и сестра Бурчака Вера Ивановна Мазнева свидетельствуют, что Степан был очень активным комсомольцем. Все силы, всю энергию он отдавал работе среди молодежи и строительству колхозной жизни. Время было тогда трудное, многие зажиточные люди не желали вступать в колхоз. Требовалась большая и настойчивая разъяснительная работа. Новобатайская комсомольская организация тех лет была небольшая, но дружная, сплоченная.

***

26 октября 1935 г. Бурчак С.К. был призван в ряды Красной Армии.

В Ростове н/Д он учился в школе младших авиаспециалистов, которую окончил в 1936 году, получив специальность воздушного стрелка. В этой должности, имея звание старшины, Бурчак до августа служил в 1-м отдельном авиабомбардировочном полку, где одновременно был ответственным секретарем комсомольской организации.

Данные о дальнейшем прохождении военной службы Бурчаком в его личном деле не сохранились.

В ВКП (б) Бурчак вступил в июне 1940 года, находясь в 1-м бомбардировочном авиаполку. По свидетельству Веры Ивановны Мазневой (сестры Бурчака) он участвовал в войне с Финляндией.

Офицерское звание Бурчаку С.К. присвоено в 1943 году, о чем сообщил его однополчанин Мураволов Д.Я. (в 1942, см. фото ниже — прим. Маничева С.Е.)

В период Великой Отечественной войны Бурчак награжден орденом «Красной Звезды» и медалями за Сталинград и Ленинград.

1-й гвардейский бомбардировочный полк, в котором служил до последних дней своей жизни гвардии старший лейтенант Бурчак С.К., носит имя Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло и находится в настоящее время на охране границ Советского Союза.

***

Сохраним же навечно память о верном сыне нашей Родины, патриоте, герое, отдавшим жизнь за светлое будущее, Бурчаке Степане Константиновиче.

Собрал материалы и очерк написал
(подпись) %Левда%
2 февраля 1969 г.


Материалы, послужившие для написания очерка:

  1. Статья «Дело было в Польше», помещенная в газете «Советская Россия» за 18/VIII-1967 г.
  2. Письма подполковника запаса Боднара В.Н., бывшего штурмана 1-го гвар. бомбардир. а/полка.
  3. Письма В.И. Мазневой, сестры Бурчака С.К.
  4. Письмо Муравоволова Д.А., однополчанина Бурчака.
  5. Письма Павленко И.И., товарища комсомольской молодости Бурчака.
  6. Письмо №27063 от 13/III-68 г. из архива Министерства обороны.
  7. Личное дело Бурчака К.С.

Дополнение от Маничева С.Е., 05.02.2020

Бурчак С.К., будучи политруком, писал статьи для газеты «Сталинский сокол». Вот две заметки, которые удалось найти:

«Летчики помогают детям
// Сталинский сокол 27.03.1942

По инициативе комсомольцев авиачасти начался сбор средств в фонд материальной помощи детям, пострадавшим от войны. Принято обращение ко всем комсомольским организациям и молодежи Красной Армии.

Обращение встретило широкую поддержку. Во всех комсомольских организациях сбор средств проводит активно. Комсомольцы младшие командиры тт. Бабенко и Сконец внесли по 140 руб. и младшие командиры Шурупов и Шинкарев – по 150 руб. Многие внесли по 300—400 руб., а командиры-орденоносцы капитаны Пляшечник, Климов, Михайлов, Морозов и другие – по 500 руб. Капитан Орлов передал в фонд 600 руб., старший лейтенант Лапоненко – 800 руб.

Младший политрук Бурчак.»

«Хладнокровие и самоотверженность
// Сталинский сокол 03.04.1942

Перед экипажем была поставлена сложная задача: ночью сбросить боеприпасы в расположение нашей части, действующей в тылу противника.

Штурман-орденоносец Михайлов точно вывел самолет на цель. На последнем заходе машина была атакована двумя «Ме-110». Стрелки открыли активный огонь, но вражеские истребители, пользуясь численным преимуществом, сильно обстреливали наш тяжелый самолет. Вражеская пуля сразила стрелка Юсупова, тяжело ранила техника Пятибратова. Загорелся один бензобак, затем второй. Отказал в работе правый мотор. Воентехник Чудновский, доложив командиру, выключил мотор, чтобы спасти его от огня. Из пробитой бензотрубки в кабину техника фонтаном бил бензин.

Положение стало тяжелым. Угрожало воспламенение всего самолета. По задание должно было быть выполнено до конца. И командир экипажа орденоносец Пляшечник решил не уходить от цели. Стрелок Осадчий выпускал одну очередь за другой по атакующему противнику. Штурман Михайлов был занят сбрасыванием.

Ценою огромных усилий экипажу удалось закончить выполнение задания. Освободившись, штурман присоединился к технику Чудновскому, который старался приостановить сильную течь горючего. Тотчас же техник, пренебрегая огнем с вражеских самолетов, бросился тушить горящие баки. Даже тяжело раненый в ногу и руку Пятибратов, превозмогая сильную боль, приполз в кабину обслуживания моторов, чтобы следить за их работой.

Можно возвращаться домой. Командир повел самолет с одним выключенным мотором на высоте 200–300 м. Истребители, отказавшись от преследования, ушли. Экипаж вздохнул свободно. Оказали первую помощь раненому. Чудновский с Михайловым ремонтировали разбитую бензотрубку. Надо было беречь бензин, чтобы хватило до своей территории. Благодаря скольжению самолета потухло пламя во втором баке.

Линия фронта осталась позади. Но и горючее было на исходе. Самолет приземлился на одном из наших аэродромов. Тотчас же опять воспламенился бак. Огнетушителями и снегом пожар был ликвидирован. После необходимого ремонта самолет перелетел на свой аэродром.

Самообладание и слаженность экипажа, в котором каждый сознавал стою ответственность и действовал самоотверженно, спасли дорогостоящую машину.

Младший политрук С. Бурчак.»

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике 1913, 1943, 1944, 1944 год, 1964, Великая Отечественная, Годы, Города, Музей в Новобатайске, Новобатайск, О погибших воинах, Умершие и погибшие на ВОВ, главная с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.