29 июля — 11 октября 1916. Луцк. 8 армия. 1-я мировая, Восточный фронт

32-ой тыловой дорожный отряд. Луцк

Итак в Луцк я добрался 29 июля и в этот же день явился в управление дорожных работ 8-ой армии.

А на следующий день, получив назначение в 32-ой отряд, прибыл к месту службы. Канцелярия отряда находилась в 10 верстах от Луцка, в небольшой немецкой колонии Рокиня. Начальник Отряда Инженер Шепп Виктор Иосифович (прапорщик инж. войск) произвел приятное впечатление своей солидностью и культурностью.

1-го августа я уже был на месте работ в качестве десятника с подчинением технику Монастырскому Николаю Ивановичу. На околыше моей защитной фуражки опять красовалась путейская эмблема — топор и якорь. Месячное жалование — что-то вроде 100 руб. на собственном иждевении. Это было уже хорошо.

В это время 32-й отряд обслуживал фронтовую грунтовую дорогу Вишнев-Городини, вернее проявлял усилия на поддержание дороги в проезжем состоянии.

рокини1

Строились мелкие деревянные мосты и трубы, рылись кюветы, производилось профилирование. Механизмов не было, всё делалось вручную. Рабочая сила для дорожных работ вербовалась путем мобилизации в прилегающих к фронту губерниях. Обращение с рабочими со стороны технич. персонала было пронизано махровым хамством; процветал мордобой (особенно усердствовал десятник Паламарт), а о бытовых условиях для работы и говорить уж не приходилось. В общем отдавало духом крепостного права.

О солдатской «словесности» в царской армии на Украйне.
________________________________________________________________

Преподавателями этой «словесности» были командирвы взводов и отделений (старш. и младш. унтер-офицеры, ефрейторы)
_______________________________________________________________
В. Слухай, Цаберябий, скажи мені повний титул його императоричеського величества?
О. Його инператоричеське величесьтво, государ инператирь Миколай вторий Олександрович, самодержець всяросійский, цар польский, князь федляндський, царь астрахансьский і прочій, прочіє…

Сідай.

В. А ну ти, Бублик, скажи з якого матеріялу зроблен штих,
О. Стальний
-Ні!
О. Зилізний
-Ні!
О. Чавуний
Дурак!!! Штих зроблен с матеріяла ві-ше-упо-мьянутого! (Учитель тычет под нос Бублика уставную книжицу).

Сідай.

В. Невмивака, а хто такий буде унутрюшній враг?

О. Унутрюшні враги бувают це студенти або авреї, яки, бува таке, збираються вмісті, співають вазмутительні пісні пр оліваруцію, идуть насупротя цара, леригиі і вчиняють забастовки.

Сідай.

Нечто подобное я слушал в казармах 26-го пехотного запасного батальона, в Кременчуге.

Учителями «словесности» были:
Стар. унтер-офицер Вовкобой,
Млад —//— Ковтун,
Еврейтор — Чернобаб.

В течение августа и сентября я находился всё время в передвижениях, что вызывалось ходом работ.

Маркмиллерщизна, Буково, Серники, Небожка — Жидичин.

жид1

Последний участок находился на берегу реки Стырь. Мой участок работ находился на пойме этой реки. Изнуряла обильными осадками осень, все тонуло в грязи, а рабочий день был в пределах светового дня. Питался я, как и мои рабочие, неважно, здоровье подвергалось большим испытаниям. В эти дни о мне беспокоился пожилой рабочий Николай Белозуб, которого от работ я освобождал; на его обязанности лежала добыча продуктов и приготовление пищи, а также другие бытовые заботы обо мне. Хороший был старик!

В конце сентября работы на участке дороги Вишнев-Городини были свернуты, что связано было с продолжающимся наступлением нашего Юго-Западного фронта. Отряд готовился к переезду на новые участки работ, находящихся на территории Галиции. Предстоял 300 верстный поход гужевым порядком.

Последние дни на Волыни мне пришлось работать в конторе Отряда, где я занимался трудом канцелярского порядка. Тогда же я, как и многие, переболел на ногах дизентерией. Эта болезнь меня здорово вымотала, исхудал и ослабел от диэты и голодовки. Но в последние дни перед отъездом мне стало лучше. К счастью, начальник отряда разрешил мне с группой служащих к месту нового назначения следовать поездом по жел. дороге.

Моим попутчиком оказался служащий из канцелярии отряда — Выходец Григорий Феодотович. Это был симпатичный человек и хороший товарищ. По жел. дор. нам нужно было следовать до Черновиц (Буковина), где надлежало получить указания о дальнейшем следовании.

***

Прежде чем приступит mr описанию новой фазы моей жизни, связанной с переездом в Галицию, следует несколько задержаться в районе Луцка. Я почти не коснулся тех людей, с которыми имел ежедневное служебное общение, не охарактеризовал окружающую меня среду. Обстановка в отряде ничего общего не имела с обстановкой 26-го батальона.  То было воинское подразделение со свойственным ему духом, а здесь настоящая штатская среда и к тому же ярко выраженная путейская, носившая только военизированную форму. Отсюда вытекали и взаимоотношения: они не носили сухого военного характера. Эта новая среда приняла меня очень хорошо. Уже через месяц, после того, как я по должности стал младшим техником, мой облик принял соответствующий вид: на перешитой суконной защитной гимнастерке появились путейские «серебряные» погоны с одним просветом, одной звездочкой и эмблемой «топор и якорь». На фуражке кроме путейской эмблемы воссияла круглая кокарда на тулье. Из Кременчуга мама прислала мне отличные хромовые сапоги. В запасе уже были шпоры, очень модные в то время (и кто их только не носил!), но не было шашки, что меня до некоторой степени удручало. Всё же в сентябре, позаимствовав шашку у сослуживца, я съездил в Луцк и сфотографировался во всей красе и великолепии. К сожалению, фотография эта не сохранилась, как и другие, где я изображен в путейской фронтовой форме: в годы «великого избиения младенцев», т.е. в тридцатые годы, пришлось из за страха всё это уничтожить.

Из двух коричневого цвета австрийских трофейных палаток я сшил себе дождевой плащ.
Кроме того, поскольку моё военное имущество приумножилось, обзавелся небольшим сундучком, который сколотил мне отрядный плотник чуть ли не из дюймовый досок. Но я я был доволен.

***

В период пребывания отряда в районе Луцка авиация противника проявляла большую активность. Под Ковелем шли упорные бои. Шоссе от Луцка к Ковелю круглосуточно было загружено авто и гуж. транспортом. Жел. дорожные станции, такие как Луцк, Киверцы, Рожище и другие принимали всевозможные грузы для 8-ой армии; сюда же прибывали эшелоны с пополнением, отсюда производилась эвакуация раненых и больных. Объектов для бомбежки было достаточно. Пикирующих бомбардировщиков тогда еще не было, бомбы сбрасывались с большой высоты. Следует отметить, что немецкие бомбардировщики, называющиеся, кажется, «Альбатросами»,

альб1

уже тогда летали на очень большой высоте, поэтому стрельба нашей зенитной артиллерии, весьма примитивной по своему устройству, была очень неэффективной.

Специальных зенитных орудий в период первой мировой войны я не видел. Для стрельбы по самолетам приспосабливалась обычная полевая 3-х дюймовая пушка с добавлением самых примитивных устройств.

3дпушка

В летную погоду эскадрилии неприятельских самолетов летали часто, а наша артиллерия интенсивно угощала их шрапнелями. Один раз и я в азарте воинственном стрелял по самолетам из австрийской трофейной винтовки. В один из налетов в сентябре месяце на Луцк в районе ж.д. станции возникли пожары, а затем последовали мощные взрывы артиллерийских снарядов, лежавших в штабелях. Я был в это время в 10 кил. от Луцка, но зрелище было потрясающим. На другой день я был в городе и видел результаты от этих взрывов. Артиллерийская база VIII-й армии понесла большой урон.

В тех местах тогда вообще было «весело». Артиллерийская канонада гремела круглосуточно.

Однажды я видел, как на ст. Луцк в жел. дор. вагон грузили оцинкованные гробы с убитыми офицерами Фанагорийского полка. Полк этот принадлежал к числу привилегированных, с офицерской прослойкой аристократического происхождения.

Вот, пожалуй, и все воспоминания о периоде пребывания под Луцком. Можно отправляться в Галицию.

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Галерея | Запись опубликована в рубрике 1916, Без рубрики, Годы, Города, Луцк, главная с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

