26 апреля — 22 мая 1943. Из Сочи в Староминскую вокруг Кавказа. Великая Отечественная война в дневниках А.М. Левда

С Черноморского побережья на Кубань


26 апреля 1943

Вчера весь день шла погрузка нашего эшелона. Закончили в полночь.

Сегодня в 9 ч. 15 м. отправились из Сочи. Адрел проследовали не останавливаясь, так же, как и Гагру. Дорога идёт по берегу Черного моря. С левой стороны к берегу подходят вплотную горы Кавказского хребта, из коих многие еще в снегу. Леса уже оделись в первую зелень. Глаза радуют зеленые лужайки, опрятные домики, местами напоминающие орлиные гнезда.

***

5 час. вечера. Поезд стоит на перегоне: не ладится что то с паровозом.

Проезжаем участок жел. дор., находящийся еще в стадии строительства. Тоннели еще не готовы, поэтому поезда идут с толкачами, преодолевая неимоверно крутые подъемы. Теперь Сочи уже связаны с Сухуми жел. дорогой, что является крупным достижением. Временное движение открыто в период блокады кавказского берега немцами.

29 апреля 1943. Тбилиси

27 апреля в Сухуме имели короткую остановку, т.к. в эшелоне саннадзор обнаружил вши, поэтому подвергались санобработке.

28 апреля долго стояли в Зестафани. На этой станции оказалось разливное винное море (стакан вина 5-6 рублей). Многие изрядно нахрюкались, поддался и я общему настроению. Майор это видел, но к проявленной мною невоздержанности отнесся корректно, сделав вид, что не замечает.

От Зестафани нас тянут электровозы.

тбил

***

В Тбилиси прибыли в 2 ч. ночи, а в 11 ч. 20 м. уже отправились в сторону Баку.

В городе, к сожалению, побывать не удалось. Здесь также наш эшелон «обрабатывался» и по той же причине, т.е. вшивости.

30 апреля 1943. Станция Баладжары

Прибыли в 12:00. В Баку заезжать не будем. Находимся в пределах Азербайджанской республики. Проезжали нефтепромыслы. Природа — мертвая: ни дороги, ни кустика, а жара отменная.

И здесь из за тех же вшей купались.

1 мая 1943. Дербент

 Приехали в 11 час. утра. Построили эшелон на ж.д. путях. Нач. Управ. и комиссары поздравили нас с праздником 1-го мая. Слово было предоставлено и мне. Выступили очень коротко.

В Дербенте Каспийское море, которое я вижу впервые. Оно такое же лазурное, как и Черное. Впрочем, сейчас весна и в этом нет ничего удивительного.

Дорога уже изрядно утомила. Имеем назначение на Кубань, в станицу Староминскую.

3 мая 1943. Станция Стодеревская

Уже второй день, как ползём, но не едем. Вчера почти весь день простояли на ст. Гудермес. Здесь была зона военных действий, сильно пострадало жел. дор. хозяйство.

***

Прекрасный день. Личный состав эшелона расположился на зеленой траве вокруг станции. Скворцы и другие птички на все лады воспевают гимн весне. Шумят молодые листья деревьев. Хочется сладко дремать под эти звуки весенней симфонии, не думать о суровой действительности, о которой уже здесь многое напоминает. Вот разрушенное пассажирское здание, жилой дом и даже перонная уборная. Везде ямы от бывших блиндажей, щелей и окопов.

4 мая 1943. Станция Стодеревская

На запасном пути продолжаем благополучно отстаиваться. О дальнейшем следовании нет признаков. На жел. дор. языке это значит, что произошла зашивка.

7 мая 1943. Стодеревская

Продолжаем стоять. Это означает, что в нашей специальности на фронте нет нужды.

9 мая 1943. Стодеревская

Крепко сидим в Стодеревской, а тем временем весна все больше и больше вступает в свои права. Даже на этой степной станции чувствуются её проявления. По утрам скворцы заливаются на все лады. Цветут петушки. Днем жарко. Здоровье мое окрепло. Ежедневно пью парное молоко, которое приносят на станцию крестьянки из станицы.

Вчера узнали о взятии англо-американскими войсками Бизерты и Туниса.

10 мая 1943. Стодеревская

Вчера вечером долго беседовали с Иваном Васильевичем и, мне кажется, что нашей, сложившейся за 20 месяцев службы в Армии, дружбе нанесен серьезный ущерб…

(вставить прикрепленное к дневнику не отправленное письмо от 1 ноября 1944 Кучерову И.В., или нет? — Маничев С.Е.)

 В Стародеревской нач. управления майору Кулыгину С.П. пришла в голову мысль написать историю УВПС. Ему, очевидно, кто то подсказал, что этим я занимался, будучи в Крымском первом отдельном стройбате. И вот началось писание. В назначенное время я являлся к майору. Усаживались в укромном месте на лоне природы. Я развязывал тетрадь, вооружался пером и ждал, когда на майора снизойдет вдохновение.

Тщательно обдумывая этапы пройденного пути, майор диктовал, а я слово в слово это записывал. Получалась любопытная «летопись», в которой особенно выпукло майор охарактеризовал трусость одного УВПС-20 военинжа 3 ранга (фамилию забыл), еврея по национальности, в период нашего драпа из под Ростова в горы Кавказа. Моя роль в создании истории сводилась к чисто писарьской. Майор обязал меня содержание написанного не разглашать и я это, конечно, строго соблюдал.

Зато сколько веселых разговоров, острот и шуток я выслушивал от товарищей, когда возвращался после дневных трудов по написанию истории. Этот «труд» так и остался незаконченным.

11 мая 1943. Станция Екатериноградская

Только вчера в 17 час. вырвались из Стодеревской. Прибыли в Екатериноградскую и опять застряли. Паровоз уехал в Прохладную снабжаться и не возвратился.

13 мая 1943. Екатериноградская

Увязли. Обещанного паровоза нет. На Кубани идут бои и жел. дорога загружена до предела перевозками более важными, чем наша организация.

Вчера в станице пользовались примитивной баней. А позже компанией, в жел. дорожной снегозащитной полосе, на зеленой травке, распили литр грузинской водки, посвятив вечер воспоминаниям о Керченском полуострове 1942 года.

16 мая 1943. Екатериноградская

Сколько времени можно стоять на этой станции? Чем мы занимаемся? Сколько времени уже бездельничаем? И не даром какой то шутник расшифровал «УВПС» в новом понимании: «Управление Веселой Полевой Самодеятельности». Собственно говоря, так оно и есть. Больше заниматься нечем. Играем, поём, декламируем, загораем…. Пышно цветет майская любовь….

На глазах происходит, так сказать, «парообразование»…. (О, как хороша майская любовь! Но что она сулит в ближайшие недели, месяцы!)

Обзавелся «фронтовой подругой» наш начальник, майор Семен Петрович. Шура Николаева, милая дамочка из Лоо (недалеко от Сочи), определившаяся на службу в УВПС в качестве вольнонаёмной, вместе в ним (майором) слушает соловьев и вдыхает ароматы весны….

Ст. лейтенант гос. безоп. Козачек, прикомандированный к УВПС для борьбы с шпионажем, саботажем и прочими антигосударственными деяниями, от безделия и скуки отбил у «Выправки» врачиху Валю…

Комиссара УВПС, подполковника Фаломеева Ивана Яковлевича, сопровождает теперь его супруга, примкнувшая к Управлению в Сочи.

Новый главный инженер, инженер -майор Баранов Борис Николаевич, отдал также дань весне, «прикрепив к себе» молодую, здоровую и интересную дивчину…

В общем, народ не зевает!

По утрам занимаемся физзарядкой. Руководит этим старш. лейтенант Драпкин, а майор со стороны поглядывает. От зарядки никто не освобожден. Выстраиваются все: офицеры, вольнонаёмные «писатели» из управления, бухи, помбухи и даже парикмахерша.

Вчера Аршинов (бухгалтер, вольнонаемный, пожилой) опоздал на зарядку, доложив майору, что «освобождал кишечник». Рассвирипевший майор отправил его на сутки под строгий арест на гауптвахту, где в те дни отсиживалась парикмахерша (вольнонаемная) за попытку отстать от эшелона. Нашему майору было безразлично кто его подчиненные — военные, или вольнонаемные.

Гауптвахта находилась в одном из железобетонных колпаков (пулеметное гнездо), которые мы везли с собой в эшелоне.

***

Уделяется время чтению и слушанию лекций. На днях, по заданию подполковника Фаломеева, я прочитал личному составу Управления лекцию на тему: «Русские писатели и композиторы». Это была для меня нелегкая задача при полном отсутствии подсобной литературы.

***

Насобирали где то мины разного назначения (противотанковые, противопехотные) и вот майор решил обучить наших офицеров минированию и разминированию. Практиковались, взрывали и, к счастью, благополучно.

***

Вчера день был веселый. Начало было положено товарищеским обедом начальства на свежем воздухе, при чем кое кто изрядно «наклюкался».

Вечером состоалось продолжение: И.В. Кучеров, И.В. Лепешкин, И.П. Александров, майор А.Н. Печерских и я отдали дань весеннему Бахусу также на лоне природы. Шутили, пели, я играл на мандолине.

***

Эти дни знойно и душно. Кавказский хребет, находящийся от нас в 50-60 килом, всё время скрыт испарениями и только иногда, по утрам, можно видеть сквозь дымку легкого тумана величественные заснеженные контуры Эльбруса и Казбека.

***

Сегодняшний день закончили купанием, в реке Малке, притоке Терека, неглубокой, но очень и очень быстрой.

кубань 1

17 мая 1943. Ст. Прохладная

Прибыли сюда из Екатеринорградской в 18:00. Воспользовавшись длительной стоянкой и приглашением ст. лейтенанта Кравченко А.М. побывал в городе. Заходили к родителям Кравченко, здесь проживающим, где нас замечательно приняли и угостили. Возвратились в эшелон поздно вечером.

***

Станица Прохладная, также как и станция, носят следы опустошительной войны: сожжены школы, больницы, школы, клубы, бани, заводы, жел.дор. мастерские.

19 мая 1943. Минеральные воды

Прибыли сюда 7 ч. утра. Выехали в 18:00. Железнодорожная станция Мин. Воды, так же как и Прохладная представляет собой комплекс разрушений, причиненных войной.

20 мая 1943

Проследовали Невинномысскую. Вошли в зону действий авиации противника.

21 мая 1943. Армавир

Стоим в Армавире. Прошелся в город, представляющий из себя печальную картину. В центре города сожжены кварталы хороших зданий.

22 мая 1943. 9 ч. утра

На ст. Кавказская простояли очень недолго. Прибыли в 10 ч. веч., уехали в 11 ч. 30 м. Станция подвергается систематическим налетам немецкой авиации. В период стоянки был подан сигнал тревоги, стреляли зенитные орудия.

***

Стоим на каком то разъезде без паровоза, который уехал снабжаться водой, а «без воды и не туды и не сюды».

***

На ст. Тихорецкую прибыл в 13 ч. 15 м. Ходили в жел. дор. баню, являющуюся, пожалуй, единственным уцелевшим зданием на станции: все остальные либо разрушены, либо необитаемы из зи частых бомбардировок.

Неожиданно получил от Славы два стареньких письма, но я был им очень рад. Письма доставил сотрудник управления, выехавший навстречу эшелону из Староминской.

кубань 2

Advertisements

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Заметка | Запись опубликована в рубрике 1943, 1943 год, Без рубрики, Великая Отечественная, Годы, Города, Кавказ, Кубань, Сочи, главная с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s