6-20 августа 1942. Николаевское — Шаумян. Отступаем к Кавказу. Великая Отечественная война в дневниках А.М. Левда

%d1%88%d0%b0%d1%8316-ое августа 1942. Николаевское (Адыгейская автономная область)

Часа два тому назад прибыл в Николаевское. Это большое, разбросанное село на берегу Щитского (Тщикского — Маничев С.Е.) водохранилища. Из Усть-Лабинской выехал с четырьмя пароконными подводами нашего управления, нагруженных эвакуированной всякой всячиной.

Через 1-1,5 часа, после того как я переправился через Кубань по понтонному мосту, немецкие самолеты его разбомбили.

Жара невероятная. Свирепствует суховей.

7-ое августа 1942. Ст. Белореченская

Приехали сюда во второй половине дня с техник-интендантом 2-го ранга Дубовиком на машине, груженной продуктами. Продукты выгрузили и я остался с ними в Белоречинской. Дубовик возвратился в Николаевское опять за продуктами и за личным составом управления.

Собираемся дальше в горы, через Майкоп. В Белореченской нашел квартиру. Хозяйка приготовила яичницу, налила чаю (благо, что харчишек всяких изобилие). В этот день через Белореченскую проехали люди нашего управления, но не в сторону Майкопа, который оказался уже занятый немцами, а в станицу Апшеронскую, в лесу, за р. Белой.

Я оставлен в Белореченской с невывезенными продуктами и с заданием встречать наших отставших и направлять их в Апшеронскую.

9 августа 1942. Белореченская

Сижу в центре станицы, на перекрестке. Высматриваю тех, кого мне приказано встретить.

По дороге непрерывным потоком движутся обозы конные, артиллерия, люди. Отступление в разгаре.

В здании райисполкома мерзость запустения. Кругом масса разбросанных бумаг, оставленная сломанная мебель, портреты, вырванные из рам. Ни души, все эвакуировались.

Хозяйственные женщины и даже бабки периодически прибегают с бидонами. Запасаются керосином с какого то брошенного нефтесклада.

Встретил кого надо и отправляюсь в свою резиденцию. Да, мне оставлен в помощь, в качестве связного, молодой и видимо ушлый парень из числа досрочно освобожденных из Усть-Лабинской тюрьмы.

10 марта 1942. Апшеронская

Обстановка сложилась так, что за оставшимися продуктами и за мной 9 августа машина из Апшеронской в Белореченскую прислана не была. Время назначенное истекло. Дальнейшее нужно было решать самому. И я решил остаться в Белореченской до утра 10 августа. Хозяйка нагрела воды и я выкупался. Затем плотно пообедал. Перед вечером моему благодушию пришел конец. Подошел ко мне железнодорожник из соседнего дома и тихонько спросил: «Вы что, решили остаться?» «Как остаться!!!» «Уже видели немецкую разведку и мост через р. Белую вот-вот взорвут» — сказал железнодорожник. Я, как наскипидаренный, бросил немедленно продукты, предложив их забрать жителям улицы и побежал на станцию (хорошо, что шинель и вещевой мешок отправил накануне в Апшеронскую). Там стоял паровоз с единым вагоном. Мне сказали, что он уходит за реку и мост будет взорван.

Я бегом к мосту (а уже темнело), но на ж.д. мост меня не пропустили и я немедленно отправился к расположенному рядом мосту автогужевому. Здесь я перешел на левый берег реки и при этом обратил внимание, что по дороге движения из Белореченской уже не было.

В ту ночь Белореченская была занята немцами. Таким образом, я чуть не попал в плен. А «связной» мой в Белореченской сбежал к немцам.

Перейдя мост, пошел пешком по дороге в Апшеронскую Вскоре сел на попутную машину. В сплошных облаках пыли, уже в темноте, двигался медленно нескончаемый поток транспорта (днем машины, очевидно, маскировались в лесах).

В 9-ти килом. от Апшеронской поток транспорта застопорился из за полной темноты и пыли. На рассвете тронулись. В Апшеронскую прибыл в 6 утра. Нашлись добрые люди, где я не только умылся, но и позавтракал.

Быстро нашел 103 УВПС. Только что возвратился из города, выполнив приказ майора. На обратном пути выкупался в быстрой горной реке Пшеха. За рекой начинаются горы кавказские, покрытые лесами.

13 августа 1942. Шаумян

В Апшеронской управление находилось по 12 августа, получив задание подготавливать завалы на лесных дорогах — для выполнения этого привлекались воинские части, находившиеся в Апшеронской и в её окрестностях, например, понтонно-мостовой батальон, прибывший без понтонов на голеньких шасси.

Сегодня в Апшеронской в 2 ч. ночи разбужены были сильным взрывом. Взорвана в станице большая электростанция. В 4 ч. 30 м. утра выехали из Апшеронской. Дорога горная, очень узкая, сильно загруженная военным транспортом, эвакуированным гражданским населением, гуртами скота. Проезжали горящие нефтепромыслы и в том числе железнодорожные составы. Черный дым от горящей нефти заволакивает всё небо, до 12 часов дня солнца не было видно.

Пожар был на нефтепромыслах в Нефтегорске.

2/III-62.

18 августа 1942 г. начались бои на перевалах Кавказского хребта

Остановились вблизи горного селения Шаумян в балке, поросшей густым лесом. Перед вечером немецкие самолеты бомбили Шаумян.

20 августа 1942. Шаумян

В лесу, под Шаумяном, сидим с 13 августа. Бытие звериное. Управление наше чем то занимается, вроде лесных завалов. До вчерашнего дня дождей не было, было терпимо. А вот вчера и сегодня мокнем. Шалаши из ветвей не спасают. По утрам слышна взрывы авиабомб.

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Заметка | Запись опубликована в рубрике 1942 год, Без рубрики, Великая Отечественная, Годы, Кавказ, Кубань, главная с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

