24 июля — 4 августа 1942. Сальск — Усть-Лабинск. Драпаем. Приказ №227. Великая Отечественная война в дневниках А.М. Левда

24 июля 1942. Сальск

В Сальске получили указания ехать в село Екатериновку, на левом берегу Маныча.

25 июля 1942. Екатериновка

Добрались благополучно. Путешествие на попутном транспорте не особенно приятно. Здесь собралось наше управление.

26 июля 1942

Возле Екатериновки 26-го июля совершил вынужденную посадку (не то был подбит) итальянский самолет-истребитель. Я видел экипаж этого самолета, лежавший на траве с грустным настроением возле сельской школы.

27 июля 1942. Екатериновка

Третий день, как находимся здесь. Для чего мы сюда прибыли?! Войска продолжают прибывать. Совершенно ясная картина очередного нашего отступления. О положении на южном и уже на Сев. Кавк. фронте почти ничего не знаем. С питанием плохо, связи с интендантством не имеем.

28 июля 1942. Сальск

Как и следовало ожидать, получили приказ из Екатериновки переехать в Сальск.

29 июля 1942. Сальск.

В Сальск добрались с Ив. Вас. на колхозной телеге 28 июля.

Вначале «управление» имело задание перебраться на правый берег Маныча, но к вечеру обозначился уже новый приказ — на Краснодар.

Сальск эвакуируется. Фронт близок. Имеем сведения, что противник уже форсировал р. Сал. В Сальске наше управление раздобыло «в собственность» две автомашины (с шоферами), из коих одна 3-х тонная, а другая самосвал.

«Писатели» в каком то эвакуируемом учреждении и обзавелись пишущей машинкой. Начинаем обрастать.

А вечером «Мотоуправление» на своих уже машинах мчалось в сторону спасительного юга.

31 июля 1942. Ст. Фастовецкая

Позавчерашнюю ночь и вчерашний весь день ехали, с короткими остановками для передышки, через Развильное, Белую Глину, Тихорецк. На идущей рядом жел. дороге встречали мертво-стоящие наши ж.д. составы с потушенными паровозами. Ходят слухи, что немцы уже на левом берегу Дона. В станицу Фастовецкую добрались к вечеру. Местные колхозы в срочном порядке эвакуируют скот. «В порядке эвакуации», на колхозной пасеке мы с Ив. Вас. наполнили свои фляги медом. Не имея никаких указаний на дальнейшее, мы решили с Ив. Вас. отдохнуть ночь по «человечески» В пустой колхозной конюшне, не то коровнике, постелили душистое сено, сняли обмундирование и будучи в одном белье, улеглись для приятного сна. Но эта идиллия скоро была нарушена: откуда то в темноте взялся наш майор и узрев нас в сугубо мирной обстановке, нагремел, приказал немедленно одеться и быть готовыми к отъезду. В эту ночь немцы были уже где то вблизи Фастовецкой.

В Фастовецкой стало известно о приказе Сталина(Приказ №227 («Ни шага назад!»)) (приказ этот в печати не приводился), в котором отмечалось позорное бегство перед лицом наступающего врага двух фронтов, Южного и Северо-Кавказского, и требовалось в кратчайший срок в войсках навести порядок. В числе мероприятий, направленных на оздоровление, был приказ о немедленном сформировании заградительных батальонов по борьбе с дезертирами.

2-го августа 1942. Ст. Усть-Лабинская

Вчера, 1-го августа, выехав рано утром из Фастовецкой, до позднего вечера управление блуждало по просторам Кубани.

Вспоминается веселая деталь этого дня. Нач. управ. Кулыгин в Тихорецке, перед тем, как сесть в кабину «флагманской 3-х тонной машины, извлек из планшетки карту местности и предложил глав. инженеру управления, воинж. 2-го ранга Романову Ивану Ивановичу, следит ьза правильностью маршрута следования. Романов сидел в кузове на передней скамье, а рядом с ним воентехник 2-го ранга Кравченко, вызвавшийся помогать Романову. Случилось так, что наши «штурманы» с курса сбилиись и через некоторое время, покружившись, привели нас опять…в Тихорецкую. Эх, и велика же была ярость майора! А Ив. Вас., наблюдая за этой комедией со стороны, весело подшучивал.

С намеченного маршрута сбились и в Усть-Лабинскую добрались окольными путями.

23-0142

Ехали через Архангельскую, Отрадное, Бейсугскую, Выселки, Кореновскую.

0108

Перед тем, как выехать, долго искали Иван Васильевича. Уже все сидели на машинах, а его всё нет и нет. Майор то краснел, то багровел. Наконец Ив. Вас объявился на горизонте и увидав, что остановка за ним, побежал, а тут, как назло, размоталась обмотка, что еще больше вывело майора из себя. Оказалось, что Ив.Вас. в бурьянах мирно спал.

Вступили в полосу Кубани, живописную по природе и обильную дарами земли. Во многих местах встревоженные сердобольные женщины угощали нас, драпающих, абрикосами, помидорами, огурцами и т.п. Пыль на дорогах кошмарная. Везде и во всем признаки большого, поспешного отступления наших войск. Обгоняли много эвакуируемых гуртов коров, лошадей, овец и свиней в глубь от фронта. Попадались телеги, груженные домашним скарбом, двигавшиеся на юг и юго-восток. В общем, уже знакомая картина.

Да, попадались еще одиночные «вояки» кавказской национальности, восседавшие верхом на лошадях и державшие путь по направлению родного кавказского хребта.

В Усть-Лабинской остановились с Ив. Вас. в первом попавшемся доме.

3-го августа Усть-Лабинская

Утром ходили с Ив. Вас. на базар, где на прилавке и совершили скромную трапезу. Затем пошли в ж.д. баню, где купающихся оказалось только нас двое. Долго сидели в ожидании холодной воды. Железнодорожники заняты эвакуацией станции, следовательно, им не до бани. Усть-Лабинская утопает в пыли. Через станцию непрерывным потоком гонят рогатый скот, лошадей, овец. Станция поспешно готовится к эвакуации. В это дело включились снабженцы нашего управления во главе с майором. Говорят, что нужно запасаться харчишками, т.к. в горах будет трудно. В этом году на Кубани большой урожай на абрикосы (жердёлы), которые мы поедаем в огромном количестве.

4 августа. Усть-Лабинская

Управление спешно готовится к переезду на левый берег р. Кубани.

Принимаются энергичные меры в деле накопления многого нужного в будущем. В это дело подключен и я. Сегодня в райсполкоме, где уже почти никого нет, с трудом достал мандат на получение в колхозе лошадей. Побывали в колхозах, а их несколько в станице, где меня сначала водили за нос, но затем выдали несколько пар лошадей с подводами. Подводчики вскоре сбежали и на их местах уже восседали только что выпущенные уголовники из Усть-Лабинской тюрьмы. Эти «кадры» были переданы 103 УВПС для использования. Вместе с ними из тюрьмы из вещевого склада УВПС забрало обувь и обмундирование.

Кроме того наши интенданты запасались в Усть-Лабинске всем, что было: яйцами, сыром в головках, маринованными огурцами в банках, живыми свиньями. Всё было открыто, доступно, т.к. немцы были уже близко от Усть-Лабинской.

Немецкие самолеты бомбили понтонную переправу через Кубань, но досталось станице. Обстановка, одним словом, «веселая».

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике 1942, 1942 год, Без рубрики, Великая Отечественная, Годы, Города, Интересное, Кубань, Сальск, главная с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.