9-21 января 1942 года. Коса Чушка. Великая Отечественная война в дневниках Левда А.М.

Коса Чушка (с 9-го по 21-ое января 1942 г.)

%d1%87%d1%832

Личный состав 153-го управления приютился в маленьком рыбацком домике на южной оконечности, в расстоянии 10-12 километров от кордона Ильич. Рядом находились строения рыбного завода. Чуть южнее находился маяк (между прочим, в эти дни маяки Крымского и Таманского берегов уже освещались). Переправа по льду, установившая в первых числах января, вскорости прекратилась: ветры южного направления (называемые по местному «низовкой»), изменив течение в проливе, тем самым взломали лед и его стало уносить в Азовское море. Находились смельчаки, рисковавшие переходить по густо движущимся полям льда, но когда по фарватеру пролива прошел ледокол, то связь по льду с Крымом прекратилась. Остались крошки льда, припаявшегося к берегам, при чем кромка у Чушки имела ширину, примерно, полкилометра.

При таком положении на Чушке, в количестве трёх, бездействовали. 3-ий Стройбат имел задание, кроме ремонта причалов, извлекать из воды вмёрзшие затопленные и полузатопленные плавающие средства. Возле причалов хаос и нагромождение были невероятные. После ноябрьского отступления из Крыма катера, байды, боты, баркасы и т.п., скопившиеся возле причала, были изрядно потрепаны, побиты, некоторые затоплены и всё это сковано льдом.

Путь же в Крым, как кратчайший через Чушку, нужен был, как воздух.

В ожидании переправы, как на Чушке, так и на подходах к таковой скопилось немало войск и огромное количество транспортных средств. Это были тылы Крымского фронта. Но переправы как по воде, так и по льду не было.

3-ий Стройбат приводил в порядок несколько моторных ботов. Кроме того, спаривались баркасы для использования их в качестве буксирных паромов. Чушка в этот период была весьма местом неприятным для её военных обитателей. Прежде всего коса очень узка (в самых широких местах не более 200 метров), без растительности и немного выше уровня воды в проливе, вследствие чего уровень грунтовых вод очень близок от поверхности. В этих условиях невозможно было рыть траншеи и щели. Скопление людей и транспорта привлекало немецкую авиацию. 14 января немцы бомбили место, где устраивались паромы и в результате из состава 3-го стройбата было убито 16 человек и ранено 11 чел. Большинство раненых и убитых было из числа людей расформированного 1-го Стройбата. В числе убитых: командиры отделений Добрунов и Кымызбаев и бедный Кряколов, болгарин из Кишлава. Мне нравился Кряколов своею скромностью и дисциплинированностью Велико было горе красноармейца Михо (тоже из Кишлава), друга погибшего Кряколова.

На другой день я ходил в медсанбат, развернутый на косе в одном из помещений рыбзавода, проведать наших раненых, которых угостил папиросами и сахаром. В этот же день, вечером под троекратный залп из винтовок, предали земле в братской могиле 16 человек убитых товарищей.

По вечерам личный состав управления после дневных трудов собирался в рыбацком домике. Время коротали в разговорах, а один раз даже неплохо пели хором. Спали, к чему уже привыкли, в невероятной тесноте (ноги нельзя было вытянуть) не раздеваясь, в грязи, но в тепле.

Нудно было на Чушке, но время неизбежно двигалось вперед.

Между прочим, делались попытки удалить лед от причалов путем взрывов толовыми шашками, но из этого ничего не получалось. Днем иногда приходилось прятаться в наземные примитивные убежища (от осколков) в периоды налётов. Вместе с нами, даже ранее, в эти убежища убегали перепуганные собаки, остававшиеся на Чушке, тяжело переживавшие стрельбу из зениток. О приближении немецких самолетов можно было задолго судит ьпо поведению этих цуцыкив.

После, на Кавказе, пришлось убедится, что симфонию войны тяжело переживали также козы. Что же касается кошек, то к этим явлениям они были равнодушны.

Наконец около 20 января температура воздуха резко понизилась, началась полоса северных ветров и ледяные поля двинулись в Керченский пролив. Уже 20 января рекогносцировкой была установлена возможность перехода по льду и намечена первая трасса.

3-ий и 102-ой Стройбаты (второй прибыл из Сибири) в местах образования тороссов производили раскирковку льда, кроме того посыпали трассу в особо скользких местах песком. Там же, где лед был особенно тонок, производилось его наращивание по рецепту из наставлений для инженерных войск (ИНЖ-П), но эффекта не получилось,поскольку вода в проливе соленая.

Реклама

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Заметка | Запись опубликована в рубрике 1942, 1942 год, Без рубрики, Великая Отечественная, Годы, Интересное, Таманский полуостров, Умершие и погибшие на ВОВ, главная с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s