8-11 ноября 1941 года. Темрюк — станица Славянская (Славянск-на-Кубани) — Краснодар. Великая Отечественная война в дневниках Левда А.М.

8 ноября 1941. Темрюк

Утром наводили туалет во дворе школы. Кое-кто мылся, обнажив себя до пояса, не взирая на низкую температуру. Очищали обувь от грязи. Побродили немного в городе, ничего особенного из себя не представляющего.

Темрюк расположен на правом возвышенном берегу р. Кубани, недалеко от впадения таковой в Азовское море. Это центр рыбно-овощно-фруктового изобилия. Имеется консервный завод. В тот день в магазинах еще были кое-какие товары. Я купил себе флакон одеколона «Крымская роза», а Ив. Вас. бутылку шампанского, прельстившись пробкой, в которой нуждалась его фляга. В дальнейшем так и получилось, что шампанское распили почти без его участия.

Перед вечером батальон погрузился на речной пристани на небольшой колесный пароход и мы поплыли вверх по реке Кубани. Пароходишко, порядком наполненный людьми, тянул за собой на буксире еще баржу с подобным грузом. Командно-политический состав батальона расположился в помещении, напоминающем кают-кампанию. Теснота была здесь жуткая. Путешествия для меня по реке на пароходе явилось почти новинкой, несмотря на то, что я вырос на берегу Днепра. Ездил когда то, в детстве, по Днепру с сестрой Надеждой и покойной матерью из Кременчуга в Киев и обратно, приходилось ездить на катерах по реке Неве и её каналам в Питере. «Речной стаж» у меня был, так сказать, небольшой.

Кубань неширока, но полноводна. Течение довольно мощное, а вода обычно мутная, несущая во множестве взвешенные частицы из предгорий Кавказа, где образуются истоки реки от таяния снегов.

Пароход не плыл, а по существу, полз, со скоростью 7-8 кил. в час, но на это никто не обижался, т.к. спешки не чувствовалось. Если бы не людская скученность, то можно было бы подумать, что совершается увеселительная туристская экскурсия. В кают-кампании почти непрерывно играл батальонный патефон, при чем чаще всего звучала мелодия «Неаполитанские ночи» и «Китайская серенада«.

Штатные игроки в домино, в их числе и комбат, азартно и свирепо стучали кирпичиками по столу. Вечером, когда стемнело, началось чаепитие, а затем хором пели украинские песни, при чем басовая партия оказалась самой сильной. После пения техник-интендант Чибисов (до войны Севастопольский актер) по памяти декламировал отрывки из разных произведений и пьес. Остаток ночи в кают-кампании спали скрючившись и сгорбившись в самых невообразимых позах. Спалось, не глядя на все неудобства, сладко. Убаюкивало вздрагивание корпуса от ритмичной работы паровой машины, борющейся со встречным движением и журчание воды, рассекаемой корпусом пароходика. Часть людей, находившихся на палубе из за недостатка мест внизу, была в худших условиях: там было сыро и холодно.

%d0%ba%d1%83%d0%b1%d0%b0%d0%bd%d1%8c

9 ноября 1941

Утром из реки Кубань пароходик свернул в реку Протока и примерно, в полдень пришвартовался к пристани станицы Славянской. Отсюда, не задерживаясь, прошагали до станции Протока, находящейся в 2-х километрах от пристани. На станции долго томились в ожидании поезда. Во главе с командиром 4-ой роты Евтушевским группа красноармейцев долго, с увлечением пела возле пассажирского здания и особенно старательно выводила популярную народную песенку «Галя молодая». После этой самодеятельности, когда угасли все надежды на поезд, батальон отвели на ночевку в большой (конечно неотапливаемый) склад при хлопкоочистительном заводе. Ночевка была, вполне понятно, не из важных: мерзли. Прежде чем добраться до этого склада, батальон долго во тьме кромешной блуждал по жуткой типичной кубанской грязи.

10 ноября 1941

Чуть свет, батальон опять появился на станции Протока и на этот раз минут через 30-40 «экскурсанты» уже ехали в пассажирском поезде в сторону станции Крымская, где предстояла пересадка. В ожидании поезда на Краснодар, успели в станционном буфете хорошо позавтракать и даже выпит по стакану хорошего красного вина, а некоторые эту норму перешагнули и в поезд уселись изрядно на веселе. Состав поезда полностью был укомплектован вагонами румынских и польских жел. дорог.

До Краснодара время пролетело незаметно. Немного пели, много говорили, шутили, а И.М. Ахматовский играл на баяне. В Краснодаре до позднего вечера находились на станции. Командование в это время выясняло наше будущее положение. Нудились и скучали, а «бравый» Рябчиков успел где то изрядно нахрюкаться и пытался даже вступить в драку, но воинственный его пыл вскоре был охлажден.

Наконец батальон повели по улицам неосвещенного города. Шли долго, пока не добрались до дома №74 по улице Красной.

74

Здесь батальону было представлено помещение для ночевки, неважное, но к этим проявлениям жизни мы уже привыкли. Ночью изрядно подмерзло.

11 ноября 1941. Краснодар

Особого впечатления Краснодар не произвел. Это большой, хорошо распланированный город, но достаточно грязный. Зелени много. Большими зданиями, отличающимися архитектурой, беден. Знакомство началось, конечно, с базара, где в то время всяких продуктов было в изобилии. Побродили и по магазинам, где товаров было уже мало. Пообедали в столовой, да еще с водкой. В заключение наслаждались прекрасной баней, в чем особенно нуждались. Вечером одни ушли в кино, другие в театр, но я от этого отстал. А когда улеглись спать, то заснуть не успели: раздалась команда «подъем», батальон построили и повели на станцию Краснодар. Улицы города были мертвы, темны, пустынны. Шёл мокрый снег.

Батальону был дан приказ вернуться к берегу Керченского пролива. Спрашивается для чего и чьему велению мы совершили, так сказать, этот «туристический поход»?! Впрочем, мы довольны были, что пришлось побывать в Краснодаре, где людей повидали и себя показали. Долго поезда не пришлось ждать. Вскоре пассажирский поезд уносил нас в сторону Крымской.

Advertisements

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Галерея | Запись опубликована в рубрике 1941, 1941 год, Без рубрики, Великая Отечественная, Годы, Города, Интересное, Краснодар, Кубань, Таманский полуостров, главная с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s