Отец Михаил Алексеевич Левда. 1920-1932. Смерть отца

После смерти мамы отец прожил 12 лет, продолжая работать до конца на жел. дороге.

SANYO DIGITAL CAMERA

Об этом периоде я располагаю отрывочными сведениями. Из сохранившейся «скорбной памятной книжки» отца, в которой он оставил ряд записей, оканчивающихся 11 января 1921 года, видно, что отец очень тяжело переживал смерть мамы, страдал от неведения о том простила ли ему мама всё то горькое, что он причинил ей в силу своего тяжелого и нелюдимого характера. Даже теперь, спустя 26 лет после смерти папы, тяжело читать эти правдивые, насыщенные большим  и глубоким горем записи душевной исповеди.

«Оля с собой в могилу унесла и мою жизнь»….так выразился папа в скорбной книжке. Этими словами он сформулировал свое душевное состояние.

Будучи глубоко верующим и не находя ответа у безмолвной могилы на то, что его так терзало и мучило, отец устремлял свои надежды, и находил в этом некоторое утешение, на встречу с мамой в загробном мире. В этом, пожалуй, была отрада и облегчение тяжелых душевных мук. Мне кажется, что в этот последний период своей жизни отец до конца остался верным душевно своему ушедшему из жизни другу. Это подтверждается тем, что отец, несмотря на возможности, не решился связать свою судьбу с другой женщиной, как женой и другом. Острота душевных переживаний со временем, конечно, притупилась, но тоску большую и глубокую о потере любимого друга и спутника жизни он донес до последних своих дней.

Немощности, в связи с возрастом, отец не знал, на пенсию не переходил. Трудился до последних дней и в этом был заложен весь смысл его существования. И жизнь его, мне кажется, в феврале 1932 года оборвалась преждевременно: одиночество, отсутствие элементарного ухода и забот о больном повлияло на неблагоприятный исход болезни. В сущности повторилось то, что произошло с мамой в 1920 году.

По-видимому, во второй половине 1920 года в Кременчуг после пережитых военных бурь и скитаний где то на Западе, возвратилась сестра Надежда. Теперь она была уже замужем и поселилась в квартире отца.

В июле 1921 года приезжал и я в Кременчуг, где пробыл семь дней. У Нади уже была дочь Ольга. Тогда же я познакомился с мужем Нади Дмитрием Беспаловым.

Из записок отца видно, что с Надей они, так сказать не ужились, не сошлись характерами. Не знаю когда, но, видимо, вскоре Надя с мужем уехала к родным последнего куда то под Киев. Отец остался опять один. Следующие мои приезды в Кременчуг были: в январе

—————тетрадь №17—————-

1925 года, в сентябре 1927 года. Предпоследний раз ездил вместе со Славой, но в каком году это было я уже забыл.В тот приезд дедушка подарил внуку старинные книги и в том числе «Робинзона Крузо» (в 2016 году эта книга находится в Люберцах у автора блога).

Последний раз приезжал я один в 1931 году из Симферополя в январе. К сожалению, о последних двух поездках в Кременчуг я записей не сделал и в памяти почти ничего не осталось. Запечатлелся только момент расставания с отцом. Был морозный зимний вечер, когда я собрался в обратный путь. Отец пошёл вместе со мной проводить меня на вокзал. На Сенной площади, где начиналась Екатерининская улица, я попросил папу вернуться домой: ему нужен был отдых перед очередной поездкой. Здесь мы распрощались навсегда.

Надо сказать, что в то время отец для его возраста был еще достаточно здоров и бодр, продолжая нелегкую железнодорожную разъездную работу. На здоровье отца и его душевном состоянии, по-видимому, сильно отразилось большое наводнение 1931 года.

photo_781

Днепр еще раз затопил Кременчуг, при чём горизонт воды был выше чем в 1917 году. Не ожидая этого, отец не смог уберечь полностью оставшееся имущество, которым он дорожил, напоминало покойную маму. Уцелело лишь кое-что. Долгое время квартира была непригодна для жилья и отцу пришлось в это время проживать в одной из дежурных на станции Кременчуг. Этот период папа довольно подробно описал в одном из своих сохранившихся писем.

Можно с уверенностью сказать, что если бы отец после смерти мамы жил в лучших условиях, имел бы с чьей либо стороны бескорыстный и заботливый уход, то он еще долго бы жил.

Отрывочно знаю, что в этот период на его жизненном пути были женщины, которые, надо полагать, проявляли больше забот о его кармане. В 1931 году, когда мы встречались с папой последний раз, он мне признался, что его на старости лет сделали аллиментщиком. Какая то молодая женщина, которой поручалась отцом стирка белья и которая, несомненно, пользовалась большим вниманием, чем прачка… не растерялась, когда с ней случилась беда, и через суд оформила отца папашей. Тогда это было весьма модно и просто. В разговоре со мной папа отвергал правдоподобность случившегося, считая, что он в этой любовной идиллии был по меньшей мере вторым лицом, что-то вроде «сбоку припеку»… А, впрочем, чем черт не шутит!

Я, конечно, ни в коей мере не смею осуждать отца, ибо на собственном опыте убедился, что «любви все возрасты покорны»…

После смерти отца в 1932 году я видел последнее его увлечение.Эта женщина, надо сказать, молодая и интересная, не зная, что отец умер, пришла к нему, где в это время я был занят упаковкой вещей. Из короткого разговора я догадался, что это именно «ОНА», но не нашел тогда нужным узнать как её зовут и где она живет. Нужно ли это было?

—***—

13 февраля 1932 года в 23 ч. 30 м. я получил телеграмму о смерти отца. Это было в Симферополе, где в то время я работал в Управлении жел. дор. района. В этот день Вали и Славы не было; они куда то уезжали (не помню уже куда) и возвратились 14 февраля вечером. 15 февраля я уехал в Кременчуг. 17 февраля в 6 ч. утра приехал в Кременчуг. Получил в милиции ключи от квартиры отца и в этот же день был на его могиле совместно с сослуживцем отца — Трофимом Ивановичем Романовым. 18, 19 и 20 февраля был в Кременчуге, распоряжаясь имуществом, оставшимся после смерти отца. 20 февраля ночью уехал из Кременчуга. 22 февраля возвратился (вечером) в Симферополь. Из Кременчуга уведомил Надю почтой о смерти отца.

В дни пребывания в Кременчуге я болел острым гастритом желудка.

Последний поезд, которым приехал папа из Харькова 5 февраля, был №49. 5, 6, 7, 8, 9 и 10 февраля отец, будучи тяжело больным, в одиночестве и без ухода был в своей квартире. 11 февраля сослуживцы отца отвезли его в городскую больницу, где в 1920 году умерла мама. 12 февраля отец умер в результате воспаления легких и, как мне кажется, от сильного ослабления организма вследствие отсутствия элементарного ухода и забот в период болезни. Тело отца было подвергнуто вскрытию. Похоронен группой сослуживцев-железнодорожников 15 февраля на территории между бывшим городским кладбищем гражданским и военным. В 1956 году на этом месте строилось большое школьное здание. Тетя Клавдия, проживавшая в то время в Кременчуге, узнала о смерти отца только 16 февраля от меня.

После смерти отца минуло уже 26 лет. За это время я приблизился к тому возрасту, в котором отец покончил расчеты с жизнью. Было время, когда я был молод и не понимал еще жизни, с моей стороны прорывались элементы осуждения поведения и действий отца. В дальнейшем всё это жизнь сгладила.

Заканчивая сохранившиеся воспоминания о покойных моих родителях, с чувством глубокого удовлетворения и душевной теплоты констатирую, что память эта светла и чиста.

Пусть же эту память сохранят отростки нашей фамилии, которым суждено будет владеть этими записками, написанными с большим желанием и с чистым сердцем.

Закончил 13 июня 1958 г. в пятницу.

г. Ростов на Дону, пос. Сельмаш, ул. 2-ой Пятилетки, д.№5, кв.7.

А.М. Левда

%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%b4

Ростов-на-Дону, улица 2-й Пятилетки, дом 5, ноябрь 2016 года.
Здесь когда то (до 1958 года) жил мой прадед, Александр Михайлович Левда

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике 1920, 1921, 1925, 1927, Без рубрики, Кременчуг, главная с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

