1910-1913. Кременчуг. Железнодорожное училище. Часть 2. Практики, предметы, учителя

Что бы в дальнейшем не возвращаться к вопросам производственного обучения и практики, я продолжу и исчерпаю полностью эту тему.

Практике кузнечного дела уделялось 2 недели после перехода со 2-го в 3-ий класс. Кузница находилась в смежестве со слесарно-механическими мастерскими. Горнов (с механ. дутьем) было около десятка. Столько же наковальней. Работали по-парно (молотобоец и кузнец, поочередно). И здесь занимались теми же гайками, болтами и подобным, а также практиковались сваркой путем нагрева металла до бела. Я думаю, что мало было из нас, увлекавшихся этим видом практики.Больше получали мы, пожалуй, удовольствия от стрельбы в этом цехе; для этого нужно было сначала плюнуть на наковальню, затем положить туда что-то раскаленное (не помню что) и ударить кувалдой. Кроме того, сговорившись между собою, набрасывали в горны древесные стружки, а затем, размахивая рабочими книжками, едкий дым из-под вытяжных зонтов гнали в цех. Получалась плотная дымовая завеса, что давало право из цеха выходить в училищный сад на свежий воздух. Навряд ли эта «практика» обогащала наш производственный опыт. Ухватив как то по неосторожности кусок неостывшего железа голой рукой, я закончил этот вид практики до срочно.

—*—

Практику по плотничным работам (в течение 20 дней) проходили после переходных экзаменов из 1-го во 2-ой класс. Наши классы (основ. и параллельн.) в 1911 году построили в городском саду через ручей «Кривая Руда» пешеходный деревянный мост. Эта работа всем понравилась.

В 1912 году, в период летней практики, мы продолжали строить высокий фундаментальный кирпичный забор, для ограждения училищного сада. Раствор применяли известковый. Известь гасили сами. Все процессы, конечно, производились вручную. О растворомешалках мы не имели понятия.

Последний вид практики, по землемерию, мы проходили в 1913 году после выпускных уже экзаменов. Уделялось этому 20 дней, в период с 1-го по 20 июня. Можно себе представить, что это была за «практика!» Каждым из нас уже тогда полностью овладело «чемоданное настроение», как выражаются теперь.Это были последние денечки пребывания в Кременчуге. Мы уже знали кто и куда поедет на 2-х летнюю практику. В эти дни мы по вечерам усиленно ухаживали за дiвчатами, а по утрам нужно было подниматься чуть ли не в 5 часов. Практика происходила в окрестностях училища. очень немногие отдавались ей серьезно; большинство норовило поваляться на травке, подремать в периоды какой-либо съемки или обмера. Благо, что и руководитель нашей практики, преподаватель по геодезии инженер Василий Николаевич Шаров (р. 1877 в г. Астрахань, прапорщик, участник белого движения, взят в плен, с 1919 на особом учете в Кременчугском ГП), любимый учащимися, разлагался вместе с нами. Таким образом, изучение теории геодезии в течение учебного года в 3-м классе не закреплялось как следует практикой. Это не имело значения для тех, кто избирал своей профессией тяговика, движенца, связиста. А вот мне пришлось в дальнейшем в жизни краснеть не раз, когда нужно было/приходилось заниматься геодезическими работами лично. Уже в 1913 году, осенью, работая в партии по изысканию Сарыголь — Старый Крым, мне пришлось учиться нивелировке. Сознаюсь, что много лет спустя, уже в 1937 году, попав волею судьбы в Старо-Крымский райводхоз, освоил только там, благодаря раймелиоратору Ивану Дмитриевичу Шматову, как следует нивелир и нивелировку. Еще помню, как мне было стыдно, когда в 1914 году на постройке жел.дорож. линии Оренбург — Орск не смог в натуре восстановить на трассе кривую. Это произошло недалеко от ущелья р. Губерля и башкирской деревни Абубакирово. Землемерной практикой заканчивался курс нашего 3-х годичного теоретического обучения в стенах училища.

—***—

Возвращаясь к распорядку дня, установленному в училище. Если параллельные классы отправлялись в учеб. мастерские, то основные — в классные комнаты, расположенные на 2-м этаже. После звонка дежурного надзирателя все занимали свои места, а дежурные по классам, стоя у дверей, следили за подходом преподавателей. Подавалась команда «встать», «смирно!» Начальнику отдавался рапорт, а если был урок священника, то читалась дежурным учеником молитва «Преблагий, Господи!»… После окончания урока следовала команда «Встать!» На переменах курцы спешили вниз в уборную, где всё заволакивалось дымом. За курение в этом месте не преследовали, а в других и на улицах строго запрещалось. Я однажды попался вечером на темной улице с папиросой в зубах и без ремня на шинели Начальнику училища и в таком виде (с папирососй) чуть не стал во фронт для отдания чести. За это, конечно, отсидел в карцере. Карцерами служили классные комнаты, в которых по воскресениям взаперти отсиживались наказанные после литургии в училищной церкви.

—————-тетрадь №11——————-

Занятия по физике проводились в физическом кабинете. Для чертежных работ существовал отдельный класс со светом с трех сторон, называемый «чертежной». Следует заметить, что черчению уделялось очень много времени и внимания.

Проходили начальное черчение (в 1-м классе) и там же, так называемую, каллиграфию, цель которой умение делать надписи на чертежах. Во 2-м и 3-м классах занимались черчением по строительному искусству и жел. дор. делу, черчению частей паровоза и черчению по землемерию. Надо отдать должное: чертежники из нас получались хорошие.

Как я уже отмечал, в учебной программе было большое нагромождение. Всего было понемногу, но ничего основательного. Был, конечно «Закон Божий», один раз, кажется, в неделю, но наш «батюшка» — «отец Василий» (Россинский) (Росинський, Василь Ілліч, 1856-1912?) – священнослужитель, как мы его называли, не принадлежал к числу строгих и требовательных педагогов. Это был добродушный старик.

Алгебру и арифметику преподавал начальник училища — Роберт Робертович Дибольд, русский немец, с университетским образованием и даже кандидат математических наук/ H/H/ Дибольд принадлежал к числу строгих, но очень справедливых начальников и педагогов. Он крепко держал училище в своих руках. Очень выдержанный, зоркий ко всему, несколько изолированный от окружающего, он никогда не суетился, не кричал и не шумел. Но боялись его все: и учащиеся и весь остальной персонал училища. Р.Р. Дибольд был прежде всего строгим блюстителем установленного порядка в училище.На его уроках была мертвая тишина, мухи и те летали бесшумно, но и здорово нас клонило ко сну…За его несколько немецкий акцент мы величали его «Шольт».

Программа по математике до смешного была скудная: алгебру в сокращенном виде проходили только до логарифмов, геометрию тоже слабо, а тригонометрии вовсе не было.Спрашивается, нужен ли нам был преподаватель с кандидатским званием?!

Физику преподавал Инспектор училища, инженер-механик по образованию — Аркадий Павлович Головченко. Курс этого предмета был также изрядно общипан, а преподаватель не особенно увлекался своим делом. Он же, Головченко, преподавал механику общую, прикладную, паровую и учение о паровозе, а также электротехнику. Автором учебника по электротехнике был сам А.П. Головченко. Как инспектор Головченко был невредный и тем самым не соответствовал духу времени. У Аркадия Головченко кличка была «Аркадон». (фото изъял и передал вместе с воспоминаниями в 1961 г. Кременчугскому ж.д. техникуму).

Строительное искусство, железнодорожное дело и землемерие преподавал инженер Василий Николаевич Шаров. Его мы называли ласково «Вася», «Васенька» (конечно, заглазно). Это был любимец учащихся, отлично знавший свое дело, но слишком добрый, мягкий по характеру, что влекло шум на его уроках и снижало, конечно, степень усвоения преподававшихся им предметов. В 1961 г. передал фото техникуму.

Технологию дерева преподавал Марченко (возможно, машинист), а технологию металлов Добычин. Это были не инженеры, техники, надо полагать. Они же руководили обучением в мастерских. У первого была кличка «Мотня» за чрезмерно широкие брюки, второй именовался заглазно «Афоня».

Преподавателем военного строя и гимнасти/ки являлся надзиратель училища, капитан армии в отставке Кишкин Анатолий Семенович (р. 1874 в Курске (или в Кременчугском уезде. Штабс-капитан. В Вооруженных силах Юга России. Взят в плен. Весной 1922 на особом учете в КВО, с 1923 в Киевском ГПУ).

Это был видная фигура в нашем воспитании и формировании. Как настоящий военный, Анат. Семенович пользовался у нас большим авторитетом. Обстановка не требовала полного разворота его способностей, но это был настоящий офицер-воспитатель. Его коллега, надзиратель Чепурковский, будучи тоже отставным офицером, этих качеств не имел, что, впрочем, можно было объяснить его престарелым возрастом. Если Кишкин с Начальником училища держали себя с явным достоинством, то Чепурковский страшно боялся нач. училища и вообще начальников. Для учащихся Чепурковский не был авторитетным. В тоже время это был очень безобидный старик. Не знаю почему кличка у него была «Тинэ».

Гимнастике и вообще физическому воспитанию в училище особого внимания не уделялось. Обучали модной тогда гимнастике под духовой оркестр, называемой «Сокольской». Мода на эту гимнастику исходила тогда из Праги. Были турник, параллельные брусья, но увлекающихся этим видом тренировки я что то не замечал.

В те годы начал входить в моду в России футбол. Этому виду спорта в нашем училище уже уделялось внимание, но на основе явной самодеятельности: руководство училищем в это дело не вмешивалось. В 1912 году в училище уже была приличная команда, которая побивала не раз команду реального училища.

Advertisements

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Заметка | Запись опубликована в рубрике 1910, 1911, 1912, 1913, Без рубрики, Кременчуг, Орск, Сарыголь, главная с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s