Кременчуг, 1909. Попытка уйти из дома. Крюковское железнодорожное училще. Макаренко

————Тетрадь №8————

8 мая 1958 г.

Как видишь, моя дорогая внучка (Маничева/Левда Ольга Мстиславовна), я увлекся и мой первоначальный замысел, — поделиться с Тобой воспоминаниями о твоей прабабушке Ольге Ильиничне, вышел из намеченных рамок.

Я охватил воспоминаниями большее число лиц, мне родных и дорогих памяти. Мне кажется, что это получится не хуже, а лучше, полнее. Это неважно, что в моих записках вопиющая непоследовательность, отсутствие даже элементарной литературности. Эта рукопись не для печати. Это что то вроде семейной хроники, посвящаемой тебе и узкому кругу, соприкасающемуся с Тобой. Я думаю, что Ты поймешь цель моих усилий и не будешь чрезмерно критична.


Продолжение «Кременчугского периода».

Каникулярное время 1909 года пролетело для меня как будто весело и беззаботно. То, что после двухлетнего пребывания во 2-м классе реального училища я не перешел в 3-ий класс, получил на осень переэкзаменовку по арифметике и путем подлога скрыл это от родителей, меня если и тревожило, то, очевидно, не особенно. Я был уверен, что прогулявши лето, как та попрыгунья стрекоза и не взявши в руки книжек, переэкзаменовку одолею и всё будет, как теперь говорят, в порядке. Но дело приняло другой оборот: переэкзаменовки я не выдержал и вслед за этим, к моему ужасу последовало увольнение из реального училища. Во всю ширь передо мной встала неизбежность раскрытия большого и довольно необычного обмана.

Родители были уверены, что я переведен в 3-й класс; это подтверждала соответствующая запись в ведомости моих успехов за 1908/1909 учебный год. Но эта ведомость оказалась фальшивой. Подлинную родителям я не предъявил, уничтожил, а «успехи» изобразил на бланке, специально заказанном мною в типографии. В то время такую фальсификацию можно было учинить, т.к. в Кременчуге было много частных типографий, формальности для выполнения заказов отсутствовали и дело решали деньги. Я уже не помню, кто меня надоумил на этот вопиющий обман. Думаю, что решающую роль в этом «художестве» сыграл мой страх перед отцом. Я скрыл свой обман даже от Алеши Ильинского.

И вот наступил жуткий день возмездия. Накануне нового учебного года я узнал об исключении. Ужас охватил и захолодил мою психику. Как довести до сведения родителей о случившемся?! Я помню ту тяжелую, наполненную большими переживаниями для меня ночь. Ведь мне было тогда 14 лет! В августовское утро я решил уйти из родительского дома. У меня нехватило мужества сознаться о том, что произошло. Я уже не помню, какие у меня созрели планы. Действия мои были явно полусознательными. Без копейки денег в кармане, в легкой одежде, со свертком пищи на один

————Тетрадь №9————

приём я появился на берегу Днепра. Здесь, на прокатной станции, я взял маленькую лодку (на пару весел), называемую «Олечка», и отправился вниз по течению реки. Куда?! Мне кажется, что я тогда не отдавал отчета в своих действиях. Так был велик страх перед отцом.

Путешествие мое по Днепру длилось очень недолго. Проехав Крюковский (жел. дорожный) мост

%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82 (поменять на фото из тетради №9)

(этого моста теперь нет: он разрушен в годы второй мировой войны. На его месте теперь новый, более современный), я пристал к левому пустынному песчаному берегу. Очевидно пробудились проблески сознания относительно абсурдности задуманного. К тому же на моей физиономии обозначились явные признаки рожистого воспаления, что со мною бывало неоднократно и ранее.

Жалкий, подавленный, бросив на произвол судьбы взятую напрокат лодочку (вставить фото из тетради №9), я к  вечеру возвратился домой и сознался во всём маме. Велико было её горе! Экзекуции со стороны отца, вопреки моим ожиданиям, на этот раз не было. Отец встретил новость о моём «подвиге» презрительным молчанием. Мама же, со свойственной ей энергией, сейчас же приняла меры, чтобы не допустить безделия с моей стороны. Уже через несколько дней, для продолжения дальнейших наук, я был определенв 5-й класс Крюковского 2-х классного начального ж.д. училища (Крюков в то время был пасадом Кременчуга, расположенным напротив, на правом берегу Днепра).

%d0%ba%d1%80%d1%8e%d0%ba%d0%b6%d0%b4%d1%83

Форменная, с двумя желтыми кантами и гербом «КАРУ», обрамленным двумя пальмовыми ветвями, фуражка сменилась картузом без знаков различия. Ясные пуговицы (желтые, металлические) на форменном пальто уступили место черным, костяным (вставить фото из тетради №9). В 5-й класс Крюковского училища, как мы его, шутя, величали «университетом», кроме меня определилось еще три таких же Несчастливцевых как и я , также изгнанных из реального училища за «тихие успехи и громкое поведение».

Происшедшее со мной в 1909 году явилось в результате той вольности, которой я пользовался в период своего детства. Здесь сказался и городской наш сад с его речкою «Кривая руда», дурное влияние некоторых товарище моего детства и оторванность школы от родителей. Дурное влияние на меня оказывали особенно некоторые товарищи на 2-м году обучения во 2-м классе реального училища.

Так или иначе, но в моей жизни произошел заметный перелом, который несколько прояснил мое сознание. Кроме того мне было очень стыдно при встрече с теми, с кем я учился на протяжении шести лет до этого

В Крюковском училище к учению я относился уже более серьезно и закончил его успешно весной 1910 года. Это училище находилось в Крюкове при вагоностроительных мастерских и в нём обучались дети исключительно железнодорожников. Надо отдать должное, что учебная постановка и дисциплина в этом учебном заведении были на высоком уровне.

Между прочим, в этом училище в числе молодых педагогов в то время находился Антон Семенович Макаренко, будущий автор «Педагогической поэмы». Роль его была тогда очень скромна. Свидетельство об окончании этого учебного заведения в 1956 году я подарил Крюковскому мемориальному музею имени А.С. Макаренко. На этом свидетельстве были две надписи Макаренко (вторая красными чернилами в удостоверение внесенного исправления).

Своей грамотности, в основном, я обязан Крюковскому училищу. В заключение следует отметить, что в Крюковскую школу из Кременчуга и обратно учащиеся ездили бесплатно специальным ученическим поездом.

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Заметка | Запись опубликована в рубрике 1909, Без рубрики, Кременчуг, главная с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

