Кременчуг-Орск 1910-1956. Воспоминания о Саше Шеремьетеве

Более поздняя дружба завязалась у меня с Сашей Шереметевым

1913_Александр Шереметьев

1913_Александр Шереметьев

и этой дружбе я остался верен на всю жизнь. Отец Саши был священник, протоиерей, 35 пехотного брянского полка, расквартированного в Кременчуге. Со старшей сестрой Саши, Марией Евгеньевной, была в дружественных отношениях моя мама. Саша был на год старше меня. Вначале он учился в духовном училище (не то в Харькове, не то в Полтаве), а затем (не помню по какой причине) закончил в Ромодане Полтавской губернии 2-х классное железнодорожное училище, где учительствовала его сестра Мария Евгеньевна. Благодаря той же сестре, Саше удалось в 1910 году поступить в Кременчугское техническое жел. дор. училище, где обучались дети исключительно железнодорожников. В том же году семья Шереметевых переехала на квартиру в соседний с нами дом Г.Р. Бабенко.

Саша принадлежал в училище к числу наиболее успевающих и способных учеников. Таким он зарекомендовал себя на протяжении всех 3 лет учения. Несмотря на то, что мы учились в стенах данного учебного заведения, были соседями, и дружны, но эта дружба в тот период была не столь крепкой, как дружба с Алешей Ильинским. У Саши были свои, а у меня тоже свои более ранние привязанности.

Наша дружба стала возрастать в 3-м (и последнем) классе училища. Сблизила нас игра на мандолине (эта мандолина сейчас, в 2016 году, хранится в Люберцах). Кроме участия в училищном струнном оркестре, мы любили совместную игру дома, причем играли с большим увлечением.

В 1913 году мы расстались. Я уехал на жел. дор. практику в Крым, куда потянуло сердечное увлечение, а Саша, по протекции своего брата — зам. начал. службы движения Ташкентской ж.д. — Юрия Евгеньевича, попал в степной, на границе Европы и Азии, городок Орск, где определился на строительство жел. дор. линии Оренбург — Орск.

В 1914 году, в апреле мес., наши жизненные дороги встретились. Так как в Троицком обществе по строительству жел. дорог труд инженеров и техников оплачивался значительно выше, чем на эксплуатируемых жел. дорогах, то при содействии Саши я получил приглашение на службу в 4-м участке строительства в г. Орске. Пора эта осталась для меня незабываемой на всю жизнь. Возможно, что переезду своему в 1914 году из Крыма в Орск и Орску посвящу более пространные воспоминания. В Орске у нас началась с Сашей уже крепкая мужская дружба. В июле 1914 года я женился. В феврале 1915 года Саша был призван на действительную военную службу и судьба его забросила в далекую Манчъжурию в Заамурский ж.д. полк, обслуживавший Китайскую Восточную железную дорогу.

В сентябре 1915 года вихрь первой мировой войны сорвал меня из Орска и я стал вольноопределяющимся 26-го пехот. запасного батальона, находившегося тогда в Кременчуге.В то время у нас с Валей уже был Слава в возрасте 2-х месяцев.

 С февраля 1915 года мы с Сашей уже не встречались. Каждый шёл своей жизненной дорогой. В 1917 году от дружбы с Сашей я отказался, узнав что он женился в Манъчжурии и тем самым отказался от своей невольной и нежданной дочери Людмилы, родившейся в 1915 году в результате любви к Вере Родионовне Бородиной. В свое время в судьбе Веры и Люси мы с Валей приняли горячее участие. Вера и Люся стали нам близкими на всю жизнь.

На протяжении истекших нескольких десятков лет я пытался возобновить переписку с Шереметевым, находил его. Когда он был в Манъчжурии, то мои попытки примирения отвергались. Только в 1955 году, когда волею судьбы Шереметев возвратился на родину из Китая и находился в одном из совхозов в Сибири, возобновилась наша переписка. Переписывались мы с ним в 1955 и 1956 году. Это была хорошая пара воскресших добрых товарищеских чувств. Мы надеялись на встречу и особенно после того, как Саша из Сибири переехал в Саратов. К моему большому сожалению, в нашей дружбе и переписке опять получился разрыв.

Мне очень хотелось, что бы Саша хотя бы на склоне своей жизни встретился с Люсей, которую никогда в жизни не видел. Стремилась к этому и бедная Люсенька. Долго я скрывал адрес Саши, не хотел без его разрешения сообщать место пребывания: я всё надеялся, что Саша сам вспомнит о дочери, но увы!… Сначала мои намёки о Люсе насторожили Сашу, а затем возмутили. Переписка была уже подорвана. А когда вмешалась Вера (видимо, Вера Бродина, мама Люси) (я не выдержал и сообщил Люсе адрес её отца) и стала настойчиво Шереметеву напоминать в письмах о прошлом и дочери, то наша переписка вовсе прекратилась.

Шереметев решил больше меня не значть. Мои надежды на встречу с другом спустя 43 года потускнели.

Не знаю, как Саша, но я искренне жалею, что наши пути разошлись и на этот раз быть может уже навсегда.

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Заметка | Запись опубликована в рубрике 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1956, Без рубрики, Годы, Кременчуг, Орск, главная с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Кременчуг-Орск 1910-1956. Воспоминания о Саше Шеремьетеве»

  1. Здравствуйте, к сожалению не нашел контактов на Вашем сайте, пишу в комментариях. Я являюсь администратором исторического сайта «Окраины Кременчуга» (http://okrain.net.ua). Хотел спросить у Вас разрешения публикования некоторых фото и текстовых материалов с Вашего сайта на моем. Соответственно под каждым материалом будет прямая ссылка на Ваш сайт и Имя Фамилию если предоставите.

    Нравится

Добавить комментарий

