Орск апрель-июль 1914. Деревня Абубакирово и хутор Воронежский. Строительство ж/д Оренбург-Орск

Пасхальные дни, проведенные мною в Орске, пролетели быстро и весело. Весна была в разгаре. Квартировали вместе с Сашей Шереметьевым в доме Уваровых. Между прочим, полный пансион в месяц с одного человека стоил 15 рублей, куда входили: квартира, питание и стирка. После праздничных дней явился в контору, где представился начальнику участка, инженеру путей сообщения Генриху Эдмундовичу Бандровскому ( 1878—) Оренб.Казач.войска прапорщик Воен. инженер. Зав. работами по постройке Уральско-Илецкой ж.-д. линии (с 1918.09.15). Командирован на укладку рельсового пути от станции Сара до станции Орск (1918.10.19). [Ганин А.В.,Семенов В.Г. Офицер.корпус.. М.,2007])  и перезнакомился со всеми остальными сотрудниками конторы. Встречен я был очень радушно, приветливо. Здесь не было той чиновничьей и казенной атмосферы, которую я покинул без сожаления в конторе 12 уч. Сл. Пути в Сарыголе. Получил еще 65 рублей подъемных; кроме того нач. участка любезно мне возместил расход за проезд на лошадях от Актюбинска до Орска (25 руб., по тем временам была немалая сумма). Назначение в качестве техника-десятника получил на 1-ю дистанцию, где начальником был инженер путей сообщения Анатолий Карлович Андерс, швед по национальности. В один из дней первой половины апреля группа строителей, в том числе и я, погрузилась на весловой паром вместе с лошадьми и экипажами и направилась к противоположному берегу реки (к Выселкам), откуда разъезжались по местам работ.Саша Шереметьев находился на 2-й дистанции и жительствовал в Круторожино.       Центром 1-й дистанции в те дни была башкирская деревня Абубакирово, на берегу реки Губерли, у входа в одноименное ущелье. Кроме начальника дистанции и меня в тот день приехали из Орска техники Григорий Иванович Кувшинов, Петр Степанович Яковлев, десятник (без тех. образования) Кабаков, старший рабочий (он же кучер начальника дистанции) и Груня, молодая, интересная женщина, но не интеллигентная, исполняющая функции «экономки» старого холостяка Анатолия Карловича… Бушующую Губерлю переехали на пароме при помощи каната с берега на берег. Поселился я в башкирском доме. С этого дня и началась моя служба на строительстве линии Оренбург — Орск. Не буду подробно останавливаться на том, чем я занимался.Здесь были работы топографического и геодезического характера, велись наблюдения за режимом реки Губерли, через которую намечался мостовой переход.

изыскание мостового перехода через Губерлю около Абубакирово

изыскание мостового перехода через Губерлю около Абубакирово

Андерс

Андерс

Одно замечу, что во всех этих делах сквозила моя неопытность, а порою и немощность. Это был результат моего поверхностного отношения к наукам в техническом училище; с другой стороны, я еще не обладал в полной мере сознательным отношением к труду, этим важнейшим качеством, пришедшим ко мне несколько позже. В этой части Саша Шереметьев стоял неизмеримо выше меня и считался у начальства ценным сотрудником. В те дни и недели меня захлестывала тоска по любви, оставленной в Крыму. С Валей установилась у нас регулярная переписка. Я с нетерпением ждал, когда она закончит учебный год. Обстановка, в которой я находился в Абубакирово, способствовала, усугубляла мою тоску. Если днем меня несколько отвлекала работа, то в свободные часы я оставался наедине со своими мечтами и мыслями. В воскресные дни мои сослуживцы уезжали в город развлечься, но к их компании я не примыкал, оставался в деревне и, естественно, скучал. Иногда ходил на прогулку в «священную рощу», находящуюся на склоне горы и представлявшую из себя группу старых берез. На стволу одного дерева я вырезал крупными буквами имя Вали. В этой роще был родник.

Священная роща около реки Губерля 1914

Священная роща около реки Губерля 1914

С Сашей Шереметьевым встречались мы редко. Он чаще бывал в городе, где у него завязался роман с гимназисткой 7-го класса Верой Бородиной Вера Бородина 1914. В мае месяце (1914) для прохождения практики на нашу дистанцию прибыл студент 5-го курса Петербургского Института Инженеров Путей Сообщения Антон Вацлавович Чудовский. Это был типичный представитель тогдашней «золотой» молодежи из привилегированного высшего учебного заведения. Чудовский подружился с Петром Степановичем Яковлевым, молодым,веселым техником нашей дистанции. По воскресениям они ездили в Орск, где заглядывали в дом Саратовцевых, отдавая «дань природе»… (описывая Орск 1914 года, я забыл упомянуть об одном «заведении», это о публичном доме, содержателями которого были Саратовцевы. Увы, в прошлом эти заведения были). Иногда в воскресные дни Чудовский, Яковлев и я совершали экскурсии в Губерлинское ущелье, где возле водяной мельницы на галечном пляже загорали и купались в реке. Природа здесь была более живописная, чем в деревне, находившейся на голом безлесном месте. Уже в начале мая (1914) месяца, в связи с открытием сезона работ на линии жел. дороги, контора 1-й дистанции, в том числе и я, перекочевали из Абубакирово в хутор Воронежский, заселенный потомками переселенцев из Украйны. Недалеко от хутора Воронежского в 1914 году производились геодезические работы. В один из майских дней я принимал участие в нивелировке поперечников, где намечался разъезд Халилово. В глубоких оврагах тогда еще лежал снег. Я в тот период был прикреплен для надзора за строительством искусственных сооружений(труб, мостиков).

1914 мост через Елшанку

1914 мост через Елшанку

(строительство ж.д. моста через реку Елшанка) Работы производились контрагентами, подрядчиками и рядчиками. 4-й участок осуществлял надзор и контроль от Мин. Путей Сообщения. В Воронежском я нанял комнату в доме у Пугачевых. Поскольку приближался срок приезда Вали после окончания гимназии, я начал к этому подготавливаться. Съездил в Орск, где купил кое-что необходимое (очень скромное!) из обстановки и обиходных предметов для первого этапа нашей совместной жизни. Комнату (деревянные стены) обклеил обоями. Вполне понятно, что время тянулось мучительно долго, в тоске, переживаниях и в ожидании. Это не могло не отразиться на моей служебной деятельности; но ко мне относились очень снисходительно и терпимо. В начале июля (1914) я узнал, что Валя не перешла в 8-й класс и получила на осень переэкзаменовки. Одновременно меня информировала мама из Сарыголя, куда она приехала с Надей для летнего отдыха, что Е.К. Вонсовская, по-видимому, всеми силами и средствами намерена отдалить наше бракосочетание, а, возможно, вообще расстроить наши замыслы. В те же дни Валя сообщила мне, что с родными поедет в гости со всей семьей в Польшу, на родину отца. Всё это, вместе взятое, перевернуло мою жизнь, как говорится, вверх дном. Работа была заброшена. В Воронежском я продал почти всё, приобретенное для хозяйства, срочно приехал в Орск, где обманным путем выпросил отпуск у начальника участка, почти все вещи бросил в доме Бородиных и помчался в Крым добывать свое ускользающее молодое счастьеВаля Вонсовская 1913

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Орск, главная с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

