Практика в Сарыголе (Феодосия). 1913-1914

Александр Михайлович Левда 1913 год

Александр Михайлович Левда 1913 год

В конце июня 1913 года вместе с мамой и Надей я приехал (из Кременчуга) в Сарыголь. Мама и Надя отдохнуть, покупаться, а я для «прохождения 2х-летней ж/д (железнодорожной) практики» после окончания теоретического курса технического училища.

26 июня (ст.ст.) — первый день моей самостоятельной жизни.

Место моей работы — 12 участок Службы пути изданий Южных ж.д., контора которого находилась в Сарыголе.

Обязанности техников-практикантов в учреждениях Министерства Путей Сообщения были сугубо расплывчаты и бесперспективны. Лучшей должностью по тем временам считалась должность смотрителя зданий, но этих единиц было мало. Что же касается должности дорожного мастера, то к таковой я тогда совершенно не стремился уже по одному тому, что эта категория ж.д. служащего в те времена причислялась к разряду «нижних чинов» и комплектовалась в основном из числа рабочих практиков, расторопных, но не всегда достаточно грамотных. Стоило ли для этого заканчивать техническое училище!

Жалование техникам-практикантам на казенных ж.д. было положено 25 рублей в месяц.

Прохождение практики, по существу, никого не интересовало, можно было бездельничать и потому как я, так и мне подобные, проходившие практику в Сарыголе, увлекались: кто футболом, кто ухаживаниями за девицами. К числу вторых принадлежал я. Выбор места моей практики был не случаен.

В 1912 году, в каникулярный период, будучи в Сарыголе с мамой и Надей, я познакомился с Валей Вонсовской, гимназисткой 6-го класса. Это была интересная, пользовавшаяся большим успехом девушка, ярко выраженного восточного типа. Влюбчивое сердце Александра было покорено с первого взгляда!

Объяснение произошло 5-го августа 1912 в условиях взаимности, при чем Александр и Валентина договорились о встрече в 1913 году. До окончания мною технического училища у нас была оживленная переписка. На рождественские каникулы я ездил в Сарыголь.

Всё сложилось так, что я заявил о своем желании проходить практику в Сарыголе. Желание мое было удовлетворено.

дом Вонсовских 1913-1914

дом Вонсовских 1913-1914

После месячного пребывания в Сарыголе мама и Надя уехали в Кременчуг.

Жительствовал я на поселке в доме Макаровых, занимая небольшую уютную комнатку.

дом Макаровых 1913 где жил Левда

дом Макаровых 1913 где жил Левда

дом Макаровых 1913 где жил Левда крупная

дом Макаровых 1913 где жил Левда крупная

Хозяйка моя была Наталья Кирилловна. За квартиру платил 5 руб. в мес. Столовался тм же, на поселке, у Прасковьи Петровны Гурко, являвшейся кормилицей холостяков. Столовые тогда были не в моде (они были, но мало). 3-х разовое питание стоило 10 руб. в месяц, при чем готовилось все сытно и вкусно. В моем бюджете оставалось еще 10 рублей на прочие расходы. Бельем, одеждой, обувью,спальными принадлежностями меня хорошо обеспечили родители.

«Прохождение 2-х летней практики» в основном заключалось во встречах и проводах Вали. В ту зиму она была ученицей 7-го класса Феодосийской частной женской гимназии Гергилевич. Науки Вале плохо давались, также как и мне «ж.д. практика». Уже тогда мы мечтали о совместной жизни, при чем намечалось это после окончания 1913/1914 учебного года.

Несмотря на юность и неопытность в жизни, я всё же понимал, что 25 рублей недостаточно для создания хотя бы относительно обеспеченной семейной жизни. Нужны было что то предпринимать.

В декабре 1913 года я ездил пароходом в Ялту к своему товарищу по училищу Евгению Шатову, который служил в ведомстве Министерства Путей Сообщения по эксплуатации и строительству шоссейных дорог в Крыму. Подходящего там ничего для меня не нашлось.

Продолжение «практики» в Сарыголе было явно бессмысленное и бесперспективное. Правда, в зиму с 1913 на 1914 производились изыскания на строительство жел. дор. ветви Сарыголь — Старый Крым. Я был включен в эту изыскательную партию, возглавлявшуюся нач. 12 участка Службы пути инженером П.Г. Фалеевым, в качестве нивелировщика, но из за ухаживания к делу относился нерадиво и поэтому меня вскоре перевели в другую партию изыскателей, которая шла по варианту Владиславовка — Старый Крым. Оттуда я сам сбежал, сказавшись больным.

За участие в изысканиях техники-практиканты получали к месячному окладу надбавку в сумме 12 руб. 50 коп.

Александр Левда в Кременчуге март 1914

Александр Левда в Кременчуге март 1914

В марте месяце 1914 года  я получил приглашение на строительство жел. дороги линии Оренбург — Орск в качестве десятника с окладом 65 руб. в месяц. По тем временам это был приличный оклад. Помог мне в этом мой товарищ по училищу и друг Саша Шереметьев, который в это время был в г. Орске и служил на строительстве указанной мной жел. дор. линии.

Условившись с Валей и договорившись с её родителями о том, что после окончания Валей 7-го класса гимназии я приеду и мы обвенчаемся, в последних числах марта 1914 года я уехал в Орск. Тяжело нам с Валей было расставаться, но мы понимали и знали, что это необходимо для нашего общего будущего.

пусть наше желание 1914

пусть наше желание 1914

По дороге в Орск я заезжал в Кременчуг к родителям, где был очень и очень недолго. Из Орска в Сарыголь, с места моей будущей работы, на расходы мне было переведено телеграфом 65 руб.

Ехали через Тулу, Самару, Оренбург до ст. Актюбинск Ташкентской жел. дороги. В Актюбинск приехал в первых числах апреля, где в это время началось бурное таяние снега и разлив весенних рек и речушек

 

 

Об авторе Сергей Манн

автор и хранитель http://www.korsets.ru
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Сарыголь, главная с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Практика в Сарыголе (Феодосия). 1913-1914»

  1. Уведомление: Сарыголь. 1913-1914 | Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Энергия"

Добавить комментарий

